Зимой с ее
холодами всегда появляются у водителей автотранспорта дополнительные хлопоты.
Особенно, если систему охлаждения двигателя заливают водой.
Для
обеспечения постоянной готовности автомобиля к выезду в зимнее время
радиолюбитель В. Рыкунов из
подмосковного города Щелково предлагает оборудовать автомобиль устройством
автоматического включения двигателя для прогрева. Автомат, особенна необходимый
при длительных стоянках, может быть установлен на любом автомобиле с
электромагнитным включением стартера. В нем предусмотрена система блокировки,
исключающая включение стартера при работающем двигателе. Дополнительный расход
горючего незначителен.
Принципиальная
схема устройства приведена на рис. 1.1. Контакты термовыключателя В2 укреплены на
блоке цилиндров двигателя. При температуре 40°С и ниже они замкнуты. При
включении автомата выключателем В1 напряжение бортовой сети (+12 В) подается на
нагреватель термореле Р5, на обмотку электромагнитного реле Р1 и транзисторный
счетчик. При этом реле Р1 срабатывает, его контакты P1.1 включают зажигание, а контакты P1.2 — стартер, запускающий двигатель.
Напряжение генератора работающего двигателя поступает на обмотку реле Р2, оно
срабатывает и переключающимся контактом P2.1 обесточивает реле P1, P5 и транзисторный счетчик. Стартер
выключается, а зажигание остается включенным контактами Р2.1, блокирующими
контакты Р1.1 Двигатель, следовательно, продолжает работать и постепенно прогревается.
Как только
температура двигателя достигает 80°С, контакты терм о выключателя В2 размыкаются,
зажигание выключается и двигатель прекращает работать. Двигатель начинает
постепенно охлаждаться. Как только температура блока цилиндров снизится до 40°С,
контакты терм о выключателя вновь замкнутся, сработает автоматика и начнется
следующий цикл запуска двигателя автомобиля.
Непрерывная
работа стартера регламентируется автоматом в течение 4—4,5 с. Если, однако, за
это время двигатель не запустится, то срабатывает термореле Р5, его контакты P5.1 размыкаются,
реле P1 обесточивается,
а его контакты выключают зажигание и стартер. Одновременно начинает работать
устройство на транзисторах Т1—Т3, назначение которого — подавать звуковой
сигнал, когда в двигателе появляется неисправность и он не запускается после
нескольких попыток.
Эта часть
автомата состоит из счетчика числа попыток запуска двигатели и блока
сигнализации. За первые 4 с работы
стартера конденсатор С1 успевает зарядиться (через диод Д1 и резистор R1) до
напряжения около 0,7 В. После срабатывания термореле Р5 я размыкания его
контактов Р5.1 следует пауза (40 с), во время которой конденсатор медленно
разряжается через резистор R2
(диод Д1 в этом время закрыт обратным напряжением) до падения напряжения на нем,
равного примерно 0,5 В. Через 40 с (по окончании паузы) сработает термореле Р5,
его контакты Р5.1 вновь замкнутся, а еще через 4 с включится зажигание и
стартер, автомат второй раз попытается запустить двигатель. Если и эта попытка
окажется безуспешной, последует вторая пауза в 40 с, а конденсатор С1 за 4 с дополнительно
зарядится до напряжения около 1,6 В. При третьей попытке напряжение на
конденсаторе возрастет примерно до 2,2 В — порога открывания транзисторов Т1—Т3. При открывании транзисторов
срабатывает реле Р3, а его
контакты P3.1 замыкают
цепь питания обмотки промежуточного реле Р4, включающего (контактами Р4.1) звуковой
сигнал автомобиля (на автомобилях некоторых моделей промежуточное реле предусмотрено).
В момент
срабатывания реле Р3 его вторая группа контактов Р3.2, замыкаясь, подключает
параллельно конденсатору С1 резистор R3. Поэтому звуковой сигнал длится лишь
несколько секунд — до тех пор, пока конденсатор не разрядится через резисторы R3
и R2 до напряжения, при котором транзисторы закрываются и реле Р3 отпускает якорь. Еще
через 40 с после очередной попытки автомата запустить двигатель снова прозвучит
короткий тревожный сигнал. Так будет продолжаться до тех пор, пока двигатель
не запустится. При этом следует выключить питание автомата и устранить неисправность
в двигателе. В том же случае, если двигатель запустится при второй попытке,
контакты Р2.1 отпустившего реле Р2 обесточат счетчик числа запусков двигателя и
конденсатор С1 полностью разрядится через резистор R2.
Конструкция.
Все детали автомата, кроме термовыключателя В2, установленного на блоке
цилиндров двигателя, смонтированы на гетинаксовой плате, которая помещена в металлический футляр. В нем
использованы электромагнитные реле Р1, Р2 и Р4 типа МКУ-48 (Р1 и Р4 — паспорт
РА4.501.095. Р2 — паспорт PA4.50l.098), реле РЗ типа РЭС-22 (паспорт
РФ4.500.131). Контакты реле P1 соединены
попарно параллельно. У реле Р2 переключающие группы контактов соединены
параллельно.
Термореле Р5,
конструкция я детали которого показаны На рис. 1.2, изготовлено из деталей заводского
термореле типа ТРН-25. От него используют боковую биметаллическую пластину
шириной 12 мм (с арматурой) . Пластинку 4 несколько укорачивают, стачивают
напильником до ширины 4,5 мм, с обеих сторон накладывают слюдяные полоски и
наматывают нагреватель 3—14 витков нихромового провода диаметром 0,5 мм (от
электроплитки или
электроутюга). Затем изготовляют стальную скобу 1 и на нее
устанавливают готовую биметаллическую пластину с арматурой и кнопочный
выключатель 2 типа Д701. На схеме автомата контакты этого выключателя
обозначены Р5.1. При напряжении 12 В ток через нагреватель равен примерно 4 А.
Биметаллическая пластина, нагреваясь, должна изгибаться и свободным концом
нажимать на кнопку выключателя.
Биметаллическая
пластина может быть также от электроутюга или самодельной (см. «Радио», 1967, №
7, с. 53). Конденсатор С1 должен быть с минимальным током утечки (ЭТО-2, К52-2, К52-3).
В автомате
использован термовыключатель АД-155М-А2 (температура включения +40"С,
выключения +80°С; максимальный ток коммутации 25 А при постоянном напряжении 27
В). Термовыключатель 1 (рис. 1.3) прикрепляют к блоку цилиндров 3 двумя винтами
через промежуточное теплопроводящее кольцо 2. выточенное из меди, латуни или
алюминия. Для установки термовыключателя на блоке цилиндров или головке блока
цилиндров выбирают подходящий плоский участок, который шлифуют наждачной
бумагой, укрепленной на деревянном бруске. Затем на выбранной площадке сверлят
два отверстия и нарезают резьбу М4. При окончательной установке
термовыключателя резьбу в отверстиях смазывают краской.
Налаживание
автомата начинают после установки его на автомобиль. Сначала регулируют термореле регулировочным винтом 5,
Для этого контакты В2 термовыключателя временно замыкают проволочной перемычкой,
отключают выводы КЗ и СТ от замка зажигания и вывод от сигнала, а параллельно
обмотке реле Р4 подключают, автомобильную лампу 12 В. 21 св для индикации момента срабатывания реле РЗ.
Цепь Д1R1 разрывают. Контакты
Р5.1 должны размыкаться через 4—4,5 с после включения питания (выключателем В1)
и замыкаться вновь через 35—45 с.
Затем
восстанавливают цепь Д1R1
и настраивают счетчик числа запусков. Напряжение на конденсаторе С1 контролируют ламповым вольтметром. После
первого включения стартера
напряжение на конденсаторе должно быть 0,7±0,2 В, после второго — 1,6±0,2 В,
после третьего—2,2±0,2 В. Если этого не происходит, следует подобрать резистор R1
несколько меньшего сопротивления; если реле РЗ срабатывает во время второй
попытки, то этот резистор заменяют другим, большего сопротивления.
Длительность звукового сигнала устанавливают подбором резистора R3.
Описанный
автомат может найти широкое применение на автомобилях специальных служб,
например пожарной охраны, скорой медицинской и технической помощи, на грузовых
автомобилях, которым приходится подолгу стоять под погрузкой или разгрузкой.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|