Автоматическое включение габаритных огней в автомобиле
А.КАШКАРОВ,
г. С,-Петербург.
Согласно Правилам
дорожного движения, с наступлением сумерек водитель должен включать габаритные
огни автомобиля. Вроде бы, просто, но зачем отвлекаться во время движения, если
эту работу можно поручить автоматике. Предлагаемая схема отслеживает уровень освещенности
и при достижении заданного порога включает "габариты".
Датчиками освещенности
служат фоторезисторы RF1 и RF2 (два, соединенные параллельно для улучшения чувствительности),
включенные в базу транзисторного ключа VT1. Чувствительность узла регулируется переменным
резистором R5. При увеличении его сопротивления чувствительность уменьшается.
Когда внешняя освещенность достаточна (на улице светло), сопротивление фоторезистора
мало (несколько килоом), и транзистор VT1 закрыт, микросхема DD1 обесточена.
При наступлении
темноты сопротивление RF1 увеличивается, и в определенный момент транзистор VT1
открывается. На микросхему DD1 поступает питание, запускается генератор импульсов
на элементе DD1.1 (DD1.2 — буфер), управляющий транзисторным ключом VT2. Ключ
коммутирует лампы "габаритов" (на схеме показана одна — HL1). .За счет
изменения скважности импульсов генератора регулируется яркость свечения ламп.
Скважность импульсов устанавливается переменным резистором R1 (желательно применить
СПО-1) и изменяется так, что подводимая к нагрузке мощность варьируется в пределах
от 5 до 95%.
В устройстве применена
микросхема К1564ТЛ2, каждый элемент которой представляет собой инвертор с триггером
Шмитта на входе. Микросхема содержит четыре однотипных элемента. Передаточная характеристика
триггера Шмитта имеет два отличающихся порога (срабатывания и отпускания), т.е.
обладает гистерезисом. Напряжение гистерезиса Ur для данной микросхемы пропорционально
напряжению питания. Так, при Un=12 В, "Ur=2,4 В. Колебания напряжений, входящие
в этот предел, триггер Шмитта игнорирует. Поэтому микросхема К1564ТЛ2 удобна для
построения помехоустойчивых генераторов и формирователей импульсов различного
назначения. _Мощный составной транзистор
КТ829А можно заменить на КТ829(Б...Г), КТ827(А...В), КТ834(А...В), КТ894А9, КТ897А,
КТ897Б, КТ898А, КТ898Б. Транзистор VT1 можно заменить на КТ603, КТ608, КТ601, КТ605,
КТ815 с любым буквенным индексом. Фоторезисторы RF1 и RF2 .— СФЗ-2. Вместо них можно
применить любые фоторезисторы из серии СФЗ-х, ФР764, ФР765. Все постоянные резисторы
— МЛТ-0,25. Конденсатор С1 — КМ-6. Диоды VD1, VD2 можно заменить на КД521 Б.
Транзистор VT2
следует установить на теплоотвод с охлаждающей площадью не менее 60 см2.
В процессе работы транзистор обычно нагревается до температуры 40...50°С.
Элементы монтируются
на макетной плате, выводы соединяются перемычками из провода МГТФ-0,8 мм. Готовое
устройство помещается в подходящую коробочку (мыльницу), которая крепится под
приборной панелью и соединяется с бортовой сетью автомобиля (12 В) через любой компактный
разъем, например, РП10-5. Ручки регулировки переменных резисторов должны быть доступны
для корректировки чувствительности и изменения яркости памп в случае необходимости.
Данное устройство
можно применять и для плавной регулировки освещенности салона автомобиля или
для регулировки яркости подсветки приборной панели.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|