АВТОМОБИЛЬНАЯ "МИГАЛКА"
А. КАШКАРОВ, г. С.-Петербург,
На рисунке представлена
простая схема генератора импульсов большой скважности. Она адресована автовладельцам.
Пока на схему подано питание, лампа HL1 периодически вспыхивает. Это устройство
более удобно для визуального контроля за приборной доской автомобиля. Вместо постоянно
горящей индикаторной лампочки, сигнализирующей, например, об отсутствии зарядки
аккумулятора или недостаточном давлении масла в системе двигателя, индикатор на
панели мигает, сильнее привлекая внимание. Схема подходит, прежде всего, владельцам
грузовых автомобилей (ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ). В авторском варианте это устройство
применяется для индикации недостаточного давления воздуха в тормозной системе
автомобиля ЗИЛ.
Питание схемы
осуществляется от бортовой сети автомобиля. Потребляемый ток определяется током
лампы и немного превышает 0,3 А. Если устройство предполагается использовать в
автомобилях с напряжением аккумуляторной батареи 12 В. никаких изменений производить
не нужно, кроме замены лампы на 12-вольтовую.
Транзисторы генератора
работают в противофазе. Когда один из них открыт, к другому приложено запирающее
напряжение, и наоборот. Час-противления R1 (8...100 кОм) и емкости С1 (5...500 мкФ).
Дополнительный резистор R2, включенный параллельно лампе HL1, защищает транзистор
VT2 в случае перегорания лампы.
При указанных
по схеме номиналах элементов интервал между вспышками лампы составляет 1,7... 2
с, длительность свечения — 0,3...0,5 с. В устройстве применен конденсатор типа К53-18,
К52-18 или аналогичный эти лампы имеют стабильный температурный коэффициент емкости
(ТКЕ) и малый ток утечки, поэтому хорошо переносят колебания температуры. Другие
типы конденсаторов пример, зимой) будут изменять частоту импульсов генератора.
Транзистор VT1
может быть любым из серий КТ805, КТ815; VT2 можно заменить на KTS18 с любым буквенным
индексом. Устанавливать на теллоотводы транзисторы не нужно.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|