АВТОМОБИЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР
ПахоменкоД.Е.
Практически во всех
современных автомобилях есть индикатор состояния дверей, капота. Обычно это выглядит
как схематический рисунок автомобиля «вид сверху» с подсветкой и мнемоническими
светодиодными сегментами, показывающими открытое или закрытое состояние дверей,
капота, багажника.
В неочень современных
автомобилях такого индикатора нет. Но его можно сделать, важно чтобы в машине
были хотя бы контактные датчики дверей, капота и багажника (они обычно подключены
к соответствующим цепям освещения).
Идея в том, чтобы
установить в место одной из заглушек на приборной панели самодельный экран из молочного
органического стекла, с выгравированным и залитым краской
схематическим изображением
машины «вид сверху». И за ним расставить двухцветные светодиоды в зонах изображения
дверей, капота и багажника (рис.1). Светодиоды двухцветные, поэтому, если все закрыто
они будут гореть зеленым цветом, а если что-то открыто, - соответственно красным.
Питание на индикатор подается с замка зажигания, поэтому он индицирует только когда
двигатель включен.
Принципиальная схема
индикатора показана на рисунке 2. Двухцветные светодиоды двухвыводные, цвет их
горения зависит от направления протекающего тока. Поэтому, схему нужно было сделать
так чтобы при разомкнутых датчиках ток протекал в направлении зеленого цвета горения,
а при замкнутом датчике - в направлении красного. Мне показалось, что наиболее
просто это можно сделать с помощью стабилизатора, дающего напряжение существенно
ниже напряжения сети автомобиля, но достаточным для зажигания светодиода.
И так, в качестве
выше указанного источника используется стабилизатор КР142ЕН5А на напряжение 5V
(еще лучше, если взять стабилизатор на 6V, например, 7806). Стабилизатор подгружен
резистором R13.
Двухцветные светодиоды
включены между шинами напряжений 13V, 5V и общими минусом, с которым они соединяются
через диоды VD1-VD6, когда замкнуты соответствующие датчики.
И так, рассмотрим
работу схемы на примере индикации открытого/закрытого состояния капота (HL1). Когда
капот закрыт контактный датчик положения капота разомкнут. Светодиод HL1 оказывается включенным между шинами напряжений
13V и 5V (разность потенциалов 8V) через резисторы R1 и R2. Он светится зеленым
цветом.
При открывании капота
контактный датчик капота замыкается и через диод VD1 соединяет светодиод с минусовой
шиной питания. Теперь схема, состоящая из светодиода и резистора R1 будет под потенциалом
5V, но полярность напряжения изменится и светодиод будет гореть красным светом.
Аналогичным образом
работают и остальные пять светодиодов, - когда датчик разомкнут горят зеленым светом,
а когда замкнут - красным.
Обычно датчики дверей
автомобилей соединены параллельно, так как управляют одной общей цепью. Чтобы открывание
одной двери не вызывало «покраснения» всех светодиодов HL3-HL6 нужно эти датчики
развязать относительно друг друга с помощью диодов. Как это сделать показано на
рисунке 3. Если цепи дверных датчиков работают совместно с сигнализацией, то снимать
сигнал на вход сигнализации нужно не с контакта дверного датчика, а с осветительного
прибора, которым схема датчиков управляет, то есть, после дополнительно установленных
диодов. В противном случае сигнализация будет срабатывать только при открывании
какой-то одной двери, не реагируя на остальные.
Светодиоды, - какие
не знаю, знаю только что красно-зеленые с двумя выводами (сейчас редко марку светодиодов
указывают в магазинах).
Конструкция и размеры
прибора зависят от машины, то есть, от размеров и формы пустой заглушённой ниши
в приборной панели (под часы или еще что-то). Делаете нужного размера пластинку
из молочного оргстекла. Гравируете на нем изображение машины «вид сверху», заполняете
канавки гравировки зеленой, или другого цвета, краской. Затем отрезаете от макетной
платы кусок нужно размера и распаиваете на нем схему, так чтобы при установке платы
под экран светодиоды подсвечивали нужные части изображения машины (капот, багажник,
двери). Метод прикрепления платы к экрану тоже сильно зависит от места установки.
У меня плата прикреплена четырьмя проволоками по углам, припаянным в свободные
отверстия в углах платы и другими концами вплавленными в углы экрана из оргстекла.
Подключать схему
по питанию (+13V) надо после замка зажигания, иначе светодиоды будут гореть всегда,
даже когда машина на стоянке. Ток не очень большой, но при длительной стоянке
(недели две) может и посадить аккумулятор.
Чтобы привлечь внимание
к незакрытой двери можно сделать звуковой сигнализатор, который будет сигналить,
если дверь или багажник открыты, а мотор включен. Схема сигнализатора показана на
рисунке 4. Этот сигнализатор - независимое устройство, он может работать как в
паре со светодиодным индикатором, так и независимо. Его подключают к осветительному
плафону (к контакту, от которого идет провод к дверному датчику) и к замку зажигания.
Если будет открыта дверь при включенном зажигании, он несколько раз пропищит, предупреждая
водителя о том, что трогаться можно только с закрытыми дверями.
В схеме на рисунке
1 пъезопищалку BF1 можно заменить любой, например, ЗП-1 или от неисправного мультиметра,
электронных часов. Продолжительность сигнализации можно отрегулировать подбором
сопротивления R2. Тон звука - R4, частоту прерывания звука - R3.
Если звуковой сигнализатор
используется совместно со светодиодным индикатором точку «Д» нужно подключать к
анодам диодов КД226 (рис.3). Если же светодиодный индикатор решили не устанавливать,
то и схемы по рисунку 3 нет, поэтому точку «Д» можно подключить к любому дверному
датчику. Точку +13V - к замку зажигания.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|