В нашей стране
эксплуатируется большее количество мотоциклов, оборудованных простейшей
контактной системой зажигания, которая не обеспечивает достаточно надежной
работы двигателя, требует постоянного ухода и регулировки. Наличие в топливе
масла (двухтактные двигатели) и большой расход масла четырехтактными двигателями
тяжелых мотоциклов способствуют интенсивному нагарообразованию, что повышает
требования к новообразованию. Промышленные системы электронного зажигания к
мотоциклам с бортсетью постоянного тока не выпускаются. Многие владельцы
мотоциклов пытаются своими силами изготавливать системы электронного зажигания.
Хотелось бы предложить простую схему контактно-транзисторного зажигания (рис.
1), которую вполне можно изготовить самому. Она пригодна для всех мотоциклов с
бортсетью постоянного тока.
Рис.1.
Данная система разгружает контакты прерывателя от электроэрозийного износа,
увеличивает мощность искры на 50% на пусковых оборотах и на 15% в диапазоне
рабочих оборотов, Значительно улучшается стабильность момента возникновения
искры, При этом срок службы контактов прерывателя становится практически
неограниченным, а обслуживание системы зажигания — минимальным. Все это
обеспечивает надежный пуск двигателя, увеличение мощности и улучшение его
топливной экономичности. Увеличение мощности искры и стабилизация момента
искрообразования обеспечивается за счет отсутствия электродуги на контактах
прерывателя. Дополнительно, в отличие от аналогичных устройств, сохраняется
работоспособность при больших отклонениях напряжения бортсети.
При замыкании контактов прерывателя открывается транзистор по цепи R3, VТ1,R4
протекает ток базы транзистора, величина которого определяется напряжением
стабилитрона VD1 и номиналом резистора R3. Базовый ток должен быть достаточным
для надежного открывания транзистора VТ2, при этом по катушке зажигания
протекает ток. При размыкании контактов прерывателя транзисторы VТ1 и VT2
закрываются, и накопленная в катушке зажигания энергия передается на свечу
зажигания. Конденсатор C1 определяет крутизну нарастания напряжения на катушке
зажигания. Резистор R2 задает ток через контакты прерывателя. Резисторы R1 и R4
обеспечивают надежное закрывание транзисторов VT1 и VT2.
Для двухцилиндровых двигателей (без распределителя) необходимы две такие
системы.
В скобках указаны номиналы резисторов R2 и R4 для варианта с шестивольтовым
электрооборудованием.
Транзисторы следует устанавливать на радиаторах (пластина алюминия размером
80x50x4 мм) и они должны быть хорошо изолированы.
При подборе радиодеталей могут возникнуть проблемы с пятиваттным резистором
R4. Его можно с успехом заменить тремя двухваттными резисторами, соединенными
паралельно.
Подключение системы производить в соответствии с рисунком 1.
Установку блока зажигания следует производить в местах защищенных от воды,
например под сидением.
Многолетняя эксплуатация такой системы на мотоцикле "ИЖ" и "Урал" показала ее
надежность и положительные качества.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|