САЙТ ДЛЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ
Ваш кабинет
На службе : дней


Мы вконтакте

Кто с нами?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчики
Анализ сайта онлайн

Главная » Файлы » Схемы » Авто- мото-

Электронные реле указателя поворотов
27-Май-2011, 8:29:54
Электронные реле указателя поворотов
Электронные реле указателя поворотов, как и предшествующие им тепловые, срабатывают не сразу после включения, а спустя 1...1.5 с, что снижает безопасность движения. Характерная особенность описываемого здесь устройства (рис. 1), заключается в том, что работа его начинается с горения ламп указателя поворотов, а не с паузы. Оно, кроме того, позволяет по яркости свечения контрольной лампы на панели приборов определять целость нитей сигнальных ламп. Частота включения ламп — 1,5...2 Гц.



Как это работает.
Основой реле указателя поворотов служит генератор импульсов, собраны на логических элементах DD1.1, DD1.2, DD1.3. Элемент DD1.4, образующий с элементом DD1.2 RS-триггер, обеспечивает запуск генератора переключателем указателя поворотов SA1. Пока переключатель SA1 находится в нейтральном положении, на вывод 1 элемента DD1.4 через резисторы R9 и R3 поступает от источника питания напряжение, соответствующее уровню логической 1, устанавливающее триггер в единичное состояние, запрещая генерацию импульсов. В это время транзисторы VT1 и VT2 закрыты, на входе элемента DD1.1 уровень логического 0, конденсатор С1 заряжен до напряжения 8 В (плюс на правой по схеме обкладке). При установке подвижного контакта переключателя SA1 в любое из крайних положений на вывод 1 элемента DD1.4 через сигнальные лампы HL1, HL2 (или HL3, HL4) и резистор R3 подается напряжение логического 0, которое переключает триггер в нулевое состояние. Одновременно на выходе элемента DD1.3 появляется уровень логической 1, отчего транзисторы VT1, VT2 открываются и включают лампы HL1 и НL2 (или HL3 и HL4). Ток, текущий через них, создает на резисторе R11 (R12) падение напряжения, которое открывает транзистор VT3 (VT4) и включает контрольную лампу HL5 (HL6). Теперь конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R2, выходное сопротивление элемента DD1.2 (на его выходе уровень логического 0) и внутренний входной защитный диод элемента DD1.1. Как только ток разрядки конденсатора С1 станет меньше тока через резистор R1, напряжение на входе элемента DD1.1 начнет повышаться. Когда оно достигнет порога срабатывания элемента DD1.1, то все логические элементы генератора переключатся в противоположное состояние, транзисторы VT1 и VT2 закроются. При этом на оба входа элемента DD1.2 будет подан (через резистор R2 и конденсатор С1) сигнал логической 1, а через резистор R1 потечет ток, перезаряжающий конденсатор С1 в сторону уменьшения напряжения на входном элементе DD1 1 генератора. Когда же это напряжение снизится до порога срабатывания элемента DD1 1, все логические элементы генератора снова переключатся, транзисторы откроются, лампы включатся и т д. В ждущем режиме генератор всегда находится в таком состоянии, что при включении указателя поворотов лампы включаются сразу же, без какой-либо паузы. Транзистор VT3 (VT4) контролирует исправность сигнальных ламп. Если обе лампы каждой пары исправны, то падение напряжения, создающееся на резисторе R11 (R12), откроет транзистор VT3 (VT4) и контрольная лампа HL5 (HL6) станет включаться в такт с лампами указателя поворотов. Но если нить одной из пары ламп перегорит, то падение напряжения на резисторе R11 (R12) окажется недостаточным для открывания транзистора VT3 (VT4) и контрольная лампа HL5 (HL6) не включится. Резистор R2 служит для ограничения тока перезарядки конденсатора С1 и напряжения на входе элемента DD1.1 генератора, а резистор R10 (R13) ограничивает ток базы транзистора VT3 (VT4).


Из чего делать.
Все резисторы, использованные в устройстве, кроме R11 (R12), — МЛТ либо бескорпусные типоразмера 1206, конденсаторы — КМ-6 либо также бескорпусные типоразмера 1206. Резистор R11 (R12) — отрезок высокоомного провода диаметром 1 мм, сопротивление которого подбирают при налаживании. Вначале длину провода этого резистора берут такой, чтобы его сопротивление было 0,3...0,35 Ом. Свернув спиралью, концы провода крепят на плате любым способом, обеспечивающим надежное соединение с токонесущими контактными площадками печатной платы. Стабилитрон BZX55C8V2 можно заменить любым другим с напряжением стабилизации 7... 10 В. Вместо транзистора КТ315 подойдет любой другой маломощный кремниевый n-p-n транзистор, например, BC847. Транзисторы VT3, VT4 могут быть любым из серий КТ814, КТ816, КТ818. Все детали устройства монтируют на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Желательную частоту включения сигнальных ламп устанавливают подборкой конденсатора С1, а рабочий режим транзистора VT3 (VT4) — подгонкой сопротивления резистора R11 (R12). Приступая к подгонке сопротивления резистора R11 (R12), левый (по схеме) вывод резистора R10 (R13) отключают от платы и припаивают к нему гибкий проводник, а между подвижным контактом переключателя SA1 и корпусом (общим проводом) включают одну из сигнальных ламп указателя поворотов. Затем, подключив устройство к источнику питания, перемещением свободного конца гибкого проводника по проводу резистора R11 (R12) от левого (по схеме) вывода добиваются загорания контрольной лампы HL5 (HL6) на полную яркость. Найденную таким образом длину провода укорачивают на четверть — это и будет фактическая длина провода резистора. Если все же окажется, что в установленном на мотоцикле устройстве при включении указателя поворота и исправных сигнальных лампах контрольная лампа не загорается, то между базой транзистора VT3 (VT4) и общим проводом придется включить дополнительный резистор сопротивлением 3...10 кОм. Смонтированную плату покрывают лаком и размещают в металлической коробке подходящих размеров.
Если нет желания монтировать две контрольные лампы, из устройства изымают детали VT3, VT4, R10-R13, взамен удаленного монтируют VT5, R14, R15 (на схеме обведено пунктиром).
© Статья взята из "Радио" №8/1986, автор С. Бирюков, обработана мною.
P.S. Реле, к сожалению, мною не опробовано, так как знакомый, решивший попрактиковаться в езде на мотоцикле, нашел столб и вырвал мне левый котел со всеми потрохами, так что мне сейчас не до установки новых поворотов... :-("


Автор: captain
Источник: www.motoizh.ru

Добавь статью в закладки
Похожие материалы
Категория: Авто- мото- | Добавил: Written0760 | Теги: поворотов, Авто- мото-, электронные, указателя, реле
Просмотров: 10504 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Популярные


Последние сообщения с форума:
Тема Дата, время Сообщил Раздел
Помогите найти неисправность в микроволновке Daewoo 22-Окт-2018, 8:13:05 Vialeksej Бытовая аппаратура
Читать
Типичные неисправности блоков питания АТХ 01-Мар-2018, 11:07:17 Sidd Компьютерная техника
Читать
Микшер своими руками 27-Ноя-2016, 1:16:16 maksimushka Аудиоаппаратура
Читать
посторонний предмет в принтере 16-Ноя-2015, 3:23:08 ivanna2004 Оргтехника
Читать
Мультимедийный усилитель на TDA2050 своими руками 23-Апр-2014, 11:39:51 Sergik Аудиоаппаратура
Читать
Универсальные контроллеры автоматики ввода резерва 06-Мар-2014, 5:01:33 Климатпроцессор Продам
Читать
Alesis m1 Active Mk2 09-Янв-2014, 9:37:32 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
видеокарты 7970 27-Апр-2013, 6:56:17 admin1298 Компьютерная техника
Читать
Автоусилитель сабвуферный 625 ( встраиваемый ) 25-Фев-2013, 7:25:30 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
Проблемы с жеским диском 21-Янв-2013, 12:22:08 Written0760 Компьютерная техника
Читать

sxema.ucoz.ua © 2024