Мигающий красный фонарь
О.ВАЛЬПА
E-mail: sandh@narod.ru
Профессиональным
водителям хорошо известно, как важно при аварийной остановке обозначить себя на
дороге, особенно в темное время суток. Ведь незамеченное препятствие на дороге
очень часто приводит к непоправимым и трагическим последствиям.
В правилах дорожного
движения оговаривается, что в случае аварийной остановки водитель обязан выставить
знак аварийной остановки на расстоянии нескольких метров от своего транспортного
средства. Но очень часто этот знак сносит внезапным порывом ветра, или его просто
не замечают в непогоду или темное время суток.
Для того, чтобы
как следует обезопасить себя, водителям следует подстраховаться и использовать
совместно со знаком аварийной остановки мигающий красный фонарь. В отличие от
знака, фонарь очень хорошо виден на расстоянии нескольких сотен метров, причем
ночью его видимость только улучшается. Как изготовить такой фонарь из самых доступных
и недорогих деталей, описывается в этой статье.
Схема мигающего
фонаря состоит из двух транзисторов, одного диода, двух конденсаторов и трех резисторов.
Резисторы должны иметь мощность рассеяния не менее 0,125 Вт. Элементы, указанные
на схеме, можно заменить эквивалентными. Отличительной особенностью схемы является
ее простота и способ включения. Дело в том, что, в отличие от распространенных
схем мультивибраторов, здесь используется не параллельное, а последовательное
включение мультивибратора с нагрузкой, в качестве которой используется автомобильная
лампа накаливания на 12 В.
Работает схема
следующим образом. При подаче питания начинается заряд конденсатора С2 через
резистор R3. Транзистору VT1 во время заряда С2 потенциала на базе недостаточно
для открывания, и он закрыт, запирая транзистор VT2. По мере заряда С2 напряжение
на нем достигает порога отпирания VT1, последний открывается и открывает своим
током транзистор VT2. Через лампу при этом протекает ток, она светится. Открытый
транзистор VT2 разряжает конденсатор С2 током управления VT1. При снижении напряжения
на этом конденсаторе ниже порога открывания VT1, схема приходит в исходное состояние,
когда оба транзистора закрыты. Далее процесс повторяется.
Изготовить такой
мигающий фонарь можно на основе обычного карманного фонарика. Для этого в фонарике
заменяется лампочка на автомобильную (12 В), мощностью не более 5 Вт. Внутренняя
сторона защитного стекла фонарика красится в красный цвет. Для этого можно испопьзовать
пасту из красного стержня для шариковой ручки. В отсек питания вместо батареек
помещается собранная на макетной плате схема мультивибратора. Дпя закрепления
платы можно использовать кусочек пористой резины ипи поролон. Лампочка и плата
соединяются изолированными проводами. Выключатель фонарика можно не задействовать,
поскольку красный фонарь будет включаться вместо прикуривателя. К собранной схеме
подпаивается пара проводов длиной около 3 м, на конце которых распаивается покупной
соединитель для прикуривателя. Центральный вывод этого разъема должен подключаться
к "+" схемы, а боковые пружинящие выводы — к лампочке.
Пользоваться мигающим
красным фонарем в легковом автомобиле можно, не вынося фонарь из салона, направив
поток мигающего света через заднее стекло машины. Свет этого фонаря вовремя предупредит
приближающийся транспорт о препятствии на его пути.
....и еще один фонарь Этот простейший мигающий фонарь может собрать практически каждый радиолюбитель. Он может быть установлен как дополнительный к основным фонарям стоп-сигналов, но не вместо основного. Принципиальная схема устройства показана на рис.1. Его основа обычный симметричный мультивибратор на двух транзисторах VT1 и VT2. На транзисторах VT3 и VT4 собран усилитель мощности для питания достаточно мощной нагрузки - лампы накаливания HL1. Частота мерцаний лампы задается емкостью конденсаторов С1 и С2. Емкость этих конденсаторов можно изменять в широких пределах, чтобы добиться оптимальной частоты вспышек. Диод VD1 служит для защиты устройства в случае неправильного подключения питания.
Печатная плата для устройства не разрабатывалась. Монтаж устройства выполнен в корпусе стандартного красного фонаря для дополнительных стоп-сигналов. Устройство подключается параллельно основным огням стопов. Транзистор VT4 желательно установить на небольшой радиатор. Дополнительный фонарь удобно разместить за задним стеклом автомобиля или внизу под бампером.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|