Это простое устройство
предназначено для контроля за состоянием бортовой сети автомобиля и позволяет
существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи, не допуская ее разряд
более чем на 50%.
Устройство с высокой точностью контролирует уровень напряжения аккумулятора и
информирует о его состоянии, а также позволяет вовремя заметить неисправность
электромеханического регулятора напряжения автомобиля. О состоянии
аккумулятора можно судить по плотности электролита в каждом элементе
(банке). Для средней географической широты плотность электролита у полностью
разряженного, разряженного наполовину и полностью заряженного аккумулятора
соответствует 1.11, 1.19 и 1.27 г/см3. Для этих состояний напряжение
аккумуляторной батареи будет 11.7, 12.18 и 12.66 В. Периодический контроль
плотности электролита требует много вре-мени, а для измерения напряжения с
необходимой точностью нужен либо цифровой вольтметр, либо стрелочный с
растянутой шкалой. Описываемое ниже устройство позволяет обойтись без этих
приборов и более удобно в эксплуатации, так как может осуществлять непрерывный
контроль за состоянием бортовой сети.
Схема устройства собрана всего на одной микросхеме D1 (К1401УД2А) и состоит из
четырех компараторов, выполненных на операционных усилителях, которые с помощью
светодиодов НL1…НL4 позволяют информировать о нахождении уровня напряжения в
одном из пяти интервалов по свечению соответствующего индикатора. По свечению
сразу двух светодиодов (или их "перемаргиванию") можно точно определить момент
нахождения напряжения на границе между соответствующими интервалами. Если ни
один из свето-диодов не светится, то это зна-чит, что напряжение ниже уровня
11,7В. Свечение индикатора НL1 информирует водителя о неис-правности в работе
системы регулятор-генератор — при ра-ботающем двигателе он произ-водит заряд
аккумулятора, но напряжение при этом не должно превышать 14,8 В. Если же
све-тится индикатор НL4, это значит, что аккумулятор разряжен более чем на 50% и
его необходимо срочно ставить на подзарядку. Топология печатной платы
устройства и расположение на ней элементов, кроме Т1 и С3, показана на рисунке.
Плата имеет одну перемычку со стороны установки элементов. В схеме устройства
применены конденсаторы С1 типа К10-17, С2, С3 типа К73-9 на 250 В, подстроечный
малогабаритный резистор R5 типа СП3-19А, остальные резисторы типа С2-23 (или
любые малогабаритные). Так как номинала для резистора R4 500 Ом в ряду нет,
то его можно со ставить из двух резисторов по 1 кОм, включенных параллельно.
Обозначение прецизионного стабилитрона VD1 (Д818Е) может иметь любую последнюю
букву, однако наиболее термостабильными являются стабилитроны с обозначением,
оканчивающимся на буквы Е, Д и Г. В качестве светодиодов, кроме указанного на
схеме, можно использовать любые из серии КИП — они при малом потребляемом токе
светятся достаточно ярко. Диоды VD2…VD4 подойдут любые импульсные. Дроссель
Т1 выполнен на кольцевом сердечнике типоразмера К10х6х3 из феррита марки
2000НМ1. Обмотки содержат по 30 витков провода ПЭЛШО-0,12. Дроссель при
правильном включении фаз обмоток предохраняет схему от пульсаций и помех в
бортовой сети при работе двигателя. Налаживание индикатора заключается в
установке нижнего (резистором R5) и верхнего (резистором R1) требуемых порогов
срабатывания индикаторов, при этом все промежуточные значения уровней работы
компараторов будут соответствовать рисунку.
Литература: 1. И.П. Шелестов. "Радиолюбителям: полезные схемы” Книга 1.
Многоуровневый индикатор напряжения.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|