Мультиметр в роли тахометра
Муровин
СИ,
При ремонте и настройке
карбюратора автомобиля необходимо с достаточно большой точностью измерять частоту
вращения коленчатого вала автомобиля. Обычно её определяют по частоте импульсов
тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Стрелочные тахометры,
которыми оснащены многие автомобили для регулировки карбюратора не достаточно пригодны.
Для измерения данного параметра нужен достаточно точный цифровой тахометр.
В качестве тахометра
можно использовать обычный мультиметр, дополненный приставкой, схема которой показана
на рисунке.
Практически, это
известная схема стрелочного частотомера, в котором частота входных импульсов нормируется
по амплитуде и скважности и на RC-цепи преобразуется в постоянное напряжение, линейно
пропорциональное частоте. Только входная цепь нормированэ под параметры импульсов,
снимаемых с первичной обмотки катушки зажигания, а выходное напряжение нормировано
так, чтобы число вольт было равно тысячам оборотов в минуту.
Рассмотрим схему.
Напряжение в бортовой сети автомобиля нестабильно, поэтому для питания микросхем
используется интегральный стабилизатор А1, с выходным напряжением 6V Здесь можно
использовать любой другой стабилизатор с выходным напряжением 6V.
Контакт «К» подключают
в контакту катушки зажигания, соединенному с прерывателем или коммутатором. _ Обычно
этот контакт катушки так и подписан «К», но бывают и другие схемы, когда «К» идет
к +12V, а «+Б» к прерывателю. Перед подключением это нужно проверить.
Цепь R1-R2-VD1 ограничивает
амплитуду импульсов на входах D1, так чтобы она не превышала напряжения питания
01.
Микросхема D1 формирует
импульсы правильной логической формы. Они поступают на ждущий мультивибратор на
микросхеме D2, который при поступлении каждого входного импульса формирует импульс
длительностью 5 mS. Эти импульсы интегрируются цепью R5-C5 в постоянное напряжение.
При частоте вращения вала 1000 об/мин на С5 будет напряжение 1V, при частоте 2000
об/ мин напряжение 2V. Прибор способен измерять частоту вращения до 4000 об/мин.
Соответственно, максимальное напряжение на С5 равно 4V.
В качестве генератора
образцовых сигналов при налаживания тахометра можно использовать обычный силовой
трансформатор с выходным переменным напряжением около 12V. Подайте на схему питание
13V от лабораторного источника, подключите к выходу мультиметр, а на вход подайте
переменное напряжение 50 Гц со вторичной обмотки этого трансформатора (обмотку
подключить между «К» и «GND».
Подстраивая R4 добейтесь
показаний «1,5V» по индикатору мультиметра.
На этом настройку
можно считать завершенной.
Теперь несколько
слов о настройке карбюратора автомобиля «ВАЗ» с использованием данного прибора,
на примере «ВАЗ-2108».
1. Настройка карбюратора
на холостой ход. Необходимо установить номинальную частоту вращения коленвала на
холостом ходу при допустимом содержании СО в выхлопе не более 2%.
Действия такие.
Подключаете тахометр «+13V» к положительной клемме аккумулятора, «GND» к массе
(минус аккумулятора). Контакт «К» — к контакту катушки зажигания, соединенному с
выходом коммутатора («К»),
Пускаете двигатель
и прогреваете его до номинальной температуры
Очень медленно вращаете
винт качества смеси в ту и другую сторону, пока не найдете положение, при котором
показания прибора максимальны. Затем винтом количества устанавливаете показания
прибора 900-950mV, и снова немного подстраиваете винт качества, чтобы эти показания
были максимальными.
Теперь нужно дать
двигателю поработать некоторое время (1-2 минуты). Затем, запомните показания прибора
(допустим было 928mV), и очень медленно завинчивайте винт качества до тех пор, пока
показания прибора не уменьшатся на 100mV (в нашем случае, до 828mV).
Дайте двигателю
поработать около минуты, и винтом количества установите номинальную частоту вращения,
согласно требованию для данной модели автомобиля (например, 850 об/мин для ВАЗ-2108).
При такой регулировке
содержание СО (если двигатель исправен) будет в пределах 1,5-2%.
2. Регулировка пускового
механизма.
На прогретом двигателе
вытяните ручку подсоса и тонкой отверткой откройте воздушную заслонку, так чтобы
она была открыта примерно, на две трети. При этом частота вращения коленвала должна
быть около 2800-3000 об/мин.
Если это не так,
- отрегулируйте винт регулировки пускового зазора дроссельной заслонки так, чтобы
получить частоту вращения 2800-3000 об/мин (на приборе 2,8-3V).
Запомните эту величину
(например, получилось 2930). Далее, уберите отвертку от воздушной заслонки и винтом
регулировки пускового зазора воздушной заслонки добейтесь того, чтобы показания
прибора были на 200 об/мин меньше установленных ранее (в нашем случае, было 2930,
значит теперь должно быть 2730).
На этом регулировку
карбюратора на холостой ход и регулировку пускового механизма можно считать завершенной.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|