Принципиальная схема устройства изображена на рисунке. Приставка состоит из
таймера DA1, выключателя задержки на транзисторах VT1, VT2, транзисторного ключа
VT3, VT4 и автогенератора на элементах DD1.1 —DD1.3.
После включения питания транзистор VT2 будет закрыт. Режим транзистора VT1
выбран так, что при закрытом транзисторе VT2 он открыт.
Если контакты SF1 прерывателя замкнуты, то на выводах 2 и 6 таймера DA1
напряжение близко к нулю, а на выводе 3 — сигнал, соответствующий высокому
уровню. Под действием этого сигнала транзистор VT3 открыт, т. е. состояние
транзисторного ключа эквивалентно для блока зажигания замкнутым контактам
прерывателя. В первый момент после размыкания контактов на выводе 2 таймера DA1
будет сигнал 1, а на выводе 6—сигнал 0, поскольку конденсатор С2 разряжен.
Поэтому на выводе 3 таймера сигнал высокого уровня также сохранится, но до тех
пор, пока увеличивающееся напряжение на выводе 6 не сравняется с напряжением на
выводе 5. С этого момента на выводе 3 таймера установится сигнал низкого уровня
и транзисторный ключ закроется.
Таким образом, изменяя сопротивление времязадающей цепи R2C2, можно
регулировать задержку момента закрывания транзисторного ключа относительно
момента размыкания контактов прерывателя. При указанных на схеме типономиналах
зона регулирования задержки находится в пределах 0,03...0,8 мс.
С увеличением частоты вращения вала двигателя увеличивается и частота
срабатываний прерывателя. Выходной сигнал таймера,
повторяющий эту частоту, пройдя через выпрямительное устройство (VD1, VD2),
заряжает конденсатор СЗ. При определенной частоте напряжение на конденсаторе СЗ
будет достаточным для срабатывания выключателя задержки. Транзистор VT2
открывается и остается открытым, a VT1 — закрывается и отключает конденсатор С2
от общего провода. Времязада-ющая цепь разрывается. В этом случае работа
транзисторного ключа синхронна работе контактов прерывателя.
Резистор R7 позволяет изменять в пределах 80...160 Гц частотный порог
отключения задержки. При переходе на бензин с октановым числом, меньшим
рекомендуемого, время задержки необходимо увеличить. Частота вращения
коленчатого вала двигателя, при которой не ощущается детонация, определена
опытным путем и равна примерно 3000 мин—1, что соответствует частоте
срабатываний прерывателя 100 Гц.
Автогенератор DD1.1—DD1.3 совместно с электронной
системой зажигания создает в свечах многоискровой режим, который облегчает
запуск холодного двигателя. При нажатии на кнопку SB1 (только при запуске)
система зажигания формирует вместо одиночной искры серию искр, следующих с
частотой около 50 Гц (при —10° С).
В устройстве использованы постоянные резисторы МЛТ, переменные СПЗ-4,
конденсатор С2 — К73-9. Транзисторы КТ3102Б могут быть заменены на другие
кремниевые соответствующей структуры с коэффициентом усиления по току не менее
70, а КТ815А — на КТ817А—КТ817В. Вместо микросхемы К155ЛАЗ можно использовать
К155ЛА4.
При изготовлении приставки следует уделить особое внимание надежности
контактных соединений, качеству пайки и защите от воздействия внешней среды
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|