Простое ЗУ для автомобильного аккумулятора.
Теория Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 50 А/ч ток заряда должен быть равен 5 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.
Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.
Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (2,5 Ампера для батареи емкостью 50 А/ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,3 А для батарей емкостью 50 А/ч).
Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита. Поэтому регулировка в процессе зарядки необходима. Практика
Устройство сделано на
трансформаторе ТС-180-2 от лампового ч/б телевизора. Вот такая схема: Итак разбираем
трансформатор и снимает все вторичные обмотки, оставляя только первичную.
Обмотка накала 9-10 и 9’-10’
имеет 21 виток медного провода с сечением 1,5 мм. на напряжение 6,4В и силу тока 4,7А. посчитав
имеем: 3,3 витка = 1В. Наматываем заново этот провод на левую катушку, с
которых убраны все «вторички»,получаем 24 витка на 7,3В соответственно. Ее
концы запаиваем. На правую катушку наматываем 16 витков с выводом, потом 8 витков тоже с выводом. Дальше берем
медный провод 1,5мм и наматываем еще 8 витков и еще 8 (типа так 16+8+8+8).
Арифметика простая: 4,8В + 2,4В + 2,4В + 2,4В
= 12В переменки.
Теперь собираем,
первички трансформатора соединяем последовательно, припаяв перемычку между
выводами "1" и "1’",
к выводу "2`" припаять выключатель, а к "2"
припаять предохранитель на 0.5 А, затем их свободные концы к шнуру с
вилкой 220В.
Соединяем последовательно 2-ой
вывод со вторички на левой катушке с первым выводом вторички на правой катушке (это будет 7,3В).
На вторичной обмотке правой катушки замеряем выводы и находим последовательно нарастающее
напряжение и выводим, к примеру, на галетный переключатель. Получаем, приблизительно, такие напряжения переменки: 7,3В; 12В; 14,5В; 17В и
19,5В. При падении напряжения при нагрузке, всего этого добра хватает для регулировки заряда аккумулятора. С
галетника общий провод на диодный мост и первый вывод со вторички левой катушки
тоже на диодный мост.
Мост на Д242, Д243, КД213, любых диодах с максимально допустимым током не менее
10А. Площадь радиатора для каждого диода, не менее 25 см2. Мост на Д242 или подобных корпусах можно
собрать, без особого труда на стеклотекстолитовой пластине.
Для
контроля заряда ставим амперметр. Если нету, то можно использовать
миллиамперметр, у меня был М4761 с «совкового» катушечного магнитофона.
Шунтируем его куском медного провода длиной 1,5 – 2 м, намотав на какой-нибудь
каркас. Выставляем нужное напряжение, подключаем нагрузку и с помощью
эталонного амперметра замеряем показания, потом подключаем М4761 и засекаем
местоположение стрелки. Местоположение
стрелки на М4761 будет соответствовать показанию эталонного. Показания с
эталонного переносим на самодельную
шкалу для М4761. Шкалу можно на «струйнике» сделать.
Данное ЗУ стабильно выдавало 5А. Так что 50-65 "амперники" можно заряжать. Железо трансформатора и радиаторы были чуть теплыми.
Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.
Written
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|