Трехмерный индикатор напряжения
На приборной
панели автомобиля три светодиода.
При пониженном напряжении бортовой сети светится «красный» светодиод, при
нормальном — «желтый», при повышенном напряжении — «зеленый». Такой прибор, позволяющий
быстро и с достаточной точностью определить напряжение в бортовой сети
автомобиля, разработал М. Челебаев из г. Красногорска Московской области.
Принципиальная
схема индикатора показана на рис. 1.4. Работает он так. Когда напряжение
бортовой сети меньше 11,7 В, все транзисторы закрыты. В это время включен
только светодиод Д5 красного
свечения. Резистор R8 ограничивает ток, текущий через этот светодиод. При увеличении
напряжения бортовой сети более 11,7, но менее 12,7В открываются стабилитрон Д4 и
транзисторы ТЗ, Т4. Транзистор Т4 малым сопротивлением шунтирует светодиод Д5,
и он гаснет, а транзистор ТЗ включает светодиод ДЗ желтого свечения.
В том случае,
когда напряжение бортовой сети превышает 12,7В, открывается стабилитрон Д2. При
этом он открывает транзисторы Т2 и Т1. Первый из них шунтирует последовательно
соединенные светодиод ДЗ и транзистор ТЗ, в результате светодиод гаснет, а второй
транзистор включает светодиод Д1 зеленого свечения. Ток, потребляемый
индикатором при напряжении бортовой сети 14 В, не превышает 70 мА.
Конструкция.
Все детали индикатора, кроме светоднодов, смонтированы на печатной плате,
выполненной из фольгировзнного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы и
схема соединения деталей на ней показаны на рис. 1.5. Плату необходимо
заключить в пластмассовый или металлический футляр.
Транзисторы
МП37А, используемые в устройстве, можно заменить транзисторами МП38, КТ315. Стабилитроны Д2 и Д4 необходимо
подобрать на напряжение стабилизация 12 и 11В соответственно.
Подбором
стабилитронов на другие напряжения стабилизации можно сместить уровни
индицируемых напряжений.
Настройка
индикатора сводится к подбору резистора R3 (в пределах от 300 Ом до 5 кОм),
добиваясь четкого включения светодиодов Д1 и ДЗ.
Такой
индикатор можно использовать н для контроля напряжения при зарядке
аккумуляторных батарей, если выбрать светодиод Д5 желтого, ДЗ зеленого, а Д1 красного
свечения и подобрать стабилитрон Д2 на напряжение стабилизации 14 В. В этом
случае при напряжении батареи менее 11,7 В будет светиться «желтый» светодиод, сигнализирующий о ее пониженном
напряжении, а при напряжении 11,7—14,7 В — «зеленый», свидетельствуя о
нормальной зарядке батареи. При напряжении батареи выше 14,7 Б включится «красный»
светодиод, индицирующий перезарядку батареи. Но при измерении напряжения
батареи к ней необходимо подключать нагрузочный резистор соответствующего
сопротивления.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|