РЕГУЛЯТОР ДЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА ПЕЧКИ
Выхин
М.
Отопитель автомобиля
состоит из жидкостного радиатора, через который протекает горячая охлаждающая жидкость
(тосол, антифриз), и вентилятора, который прогоняет воздух, поступающий извне через
этот радиатор, и в салон. Регулируется печка двумя органами, - краником, который
изменяет напор жидкости, протекающей через радиатор печки, и переключателем, регулирующим
скорость вращения вентилятора. В большинстве отечественных автомобилей последний
пункт оставляет желать лучшего. «Жигулевский» вентилятор печки - «агрегат» шумный
и занудный. При работе зачастую издает звук, сравнимый со звуком старого
отечественного пылесоса «Буран». А положений регулировки всего-то три. Например,
у даже весьма современного по отечественным меркам автомобиля ВАЗ-2110, вентилятор
печки даже на минимальном положении работает слишком производительно и шумно. И
уменьшить его частоту вращения никак не возможно, даже в автоматическом режиме его
частота вращения не снижается, а просто происходит периодическое выключение (как
у холодильника). Тем не менее, вентилятор - обычный коллекторный двигатель постоянного
тока, и организовать плавную регулировку его частоты вращения в достаточно широких
пределах совсем несложно, если использовать широтноимпульсный модулятор тока, протекающего
через него.
Идея в том, чтобы
управлять вентилятором не при помощи переключателя, а установив вместо него (или
вместе с ним) переменный резистор с выключателем. Регулировка будет плавная от
максимальной скорости вращения вентилятора до некоторой минимальной, а при дальнейшем
повороте ручки переменного резистора в сторону уменьшения питание мотора вентилятора
печки будет полностью выключаться. В общем, все по привычному алгоритму регулировки
громкости с выключением, только вместо громкости - регулировка вентилятора (впрочем,
и о громкости - актуально, учитывая рев с которым работает вентилятор на больших
оборотах).
Принципиальная схема
показана на рисунке в тексте. Импульсы, широту которых можно регулировать переменным
резистором, генерирует мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 микросхемы К561ЛН2.
Здесь желательно использовать именно К561ЛН2, а не инверторы, например, микросхем
К561ЛА7, К561ЛЕ5, потому что выходы инверторов К561ЛН2 наиболее мощные, к тому же
их не четыре, а шесть. Это позволяет собрать мультивибратор на двух элементах, а
на оставшихся шести сделать мощный буфер, -драйвер мощного полевого ключевого транзистора
VT1. Как известно, главная проблема мощных ключевых полевых транзисторов в
большой емкости затвора. Статически, сопротивление их затвора весьма высоко (стремится
к бесконечности), но реально, имеется очень существенная емкость затвор-исток, создающая
значительный бросок тока в момент подачи на затвор высокого логического уровня.
Вот поэтому здесь и нужен умощненный буферный каскад, способный поглотить этот бросок
тока.
Частота импульсов
около 15 кГц, она зависит от емкости конденсатора С1 и половины сопротивления R1.
При регулировке R1 частота почти не меняется, но меняется скважность
импульсов, потому что изменяется сопротивление заряда и разряда конденсатора С1.
А диоды VD1 и VD2 коммутируют части сопротивления для разных полуволн. Максимальная
частота вращения вентилятора будет при нижнем (по схеме) положении R1. При этом,
длительность нулевого перепада на затворе VT1 будет минимальная, а вот длительность
единичного перепада - максимальная. Резистор R3 здесь нужен только для того чтобы
не нарушать режим работы элемента D1.1, не допуская опасного для него состояния.
Минимальная частота
вращения вентилятора при верхнем (по схеме) положении R1. При этом подбором сопротивления
R2 нужно в процессе налаживания выбрать такую минимальную скорость вращения, при
которой еще вентилятор работает без перебоев и остановок. Этот подбор делают применительно
к конкретному электродвигателю, конкретного автомобиля. В результате, сопротивление
R2 может получиться существенно отличающимся от того что указано на схеме.
Здесь используется
резистор R1 с выключателем на одном валу. Его нужно подключить так, чтобы выключатель
(SR1) выключался при повороте в крайнее верхнее (по схеме) положение R1. То есть,
- меньше минимума. При повороте R1 в выключенное состояние SR1 размыкается и на
соединенные вместе входы элементов D1.3-D1.6 поступает напряжение единицы через
R4. На соединенных вместе выходах D1.3-D1.6 будет ноль. Транзистор VT1 будет закрыт,
и вентилятор М1 окажется выключенным. При этом мультивибратор D1.1-D1.2 продолжит
генерировать короткие положительные импульсы, но это никак не сказывается на работе
схемы. Хотя, по-хорошему, имело бы смысл выключателем SR1 отключать от питания
вентилятор. Но вентилятор потребляет значительный ток, а контакты выключателя
на оси резистора слабые, они просто подгорят, поэтому в качестве полного выключателя
вентилятора используется тот же транзистор VT1, что и для модуляции тока через
него.
Чтобы включить вентилятор
печки поворачиваем R1 из выключенного положения. Контакты SR1 замыкаются и на затвор
VT1 будут поступать импульсы, скважность которых соответствует минимальной частоте
вращения вентилятора (предварительно задано подбором сопротивления R2). При
дальнейшем повороте R1 скважность импульсов, поступающих на затвор VT1 будет возрастать
согласно углу поворота вала переменного резистора. Соответственно будет увеличиваться
и частота вращения вентилятора, так как эффективное значение тока через него увеличивается.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|