Сигнализатор включения "габаритов" С.НИКОЛАЕНКО, г.Воронеж.
Всвязи с вводом изменений в "Правила
дорожного движения" все автомобили должны передвигаться за пределами города
с включенными лампами ближнего света. В дневное время лампочки индикации включения
наружного освещения на панели приборов автомобиля практически не видны. Поэтому
водители, уходя, часто забывают выключить ближний свет. При длительной стоянке
это может привести к полному разряду аккумулятора. Во избежание этого предлагаю
простейшее устройство звуковой индикации, напоминающее водителю о включенном освещении
при отключении зажигания.
Сигнализатор собран на одной микросхеме К561ЛА7, сохраняющей работоспособность
при повышении напряжения питания до 18 В. На элементах DD1.3 и DD1.4 собран звуковой
генератор, нагруженный пьезоизлучателем BQ1. Элемент DD1.2 выполняет роль управляющего
элемента, разрешающего работу генератора. Элемент DD1.1 с резистором R1 и конденсатором
С1 представляет собой таймер, ограничивающий время работы генератора, чтобы водитель
мог оставить включенными габаритные огни автомобиля без назойливого писка сигнализатора,
например, во время ночной стоянки.
При выключенном наружном освещении и включенном зажигании напряжение бортовой
сети через диод VD2 поступает на входы элемента DD1.2, в результате чего на
его выходе 4 устанавливается логический "О", запрещающий работу генератора.
При включении габаритных огней ничего не изменяется, и генератор по-прежнему "молчит".
Если теперь выключить зажигание, то через диод VD2 на входы 5 и 6 элемента DD1.2
перестает поступать напряжение, на выходе 4 появляется логическая "1",
которая разрешает работу генератора. Он издает звук высокого тона. При этом также
прекращается подача напряжения через диод VD1 на входы DD1.1, и конденсатор С1 постепенно
разряжается через резистор R1. При достижении на входах элемента DD1.1 уровня
"О", на выходе 3 появляется "1", поступающая через диод VD3
на входы DD1.2 и запрещающая работу генератора. При указанных на схеме
номиналах R1 и С1 время работы генератора составляет примерно 15 с, чего вполне
достаточно для привлечения внимания водителя и напоминания ему о включенном освещении.
Через диод VD4 подается напряжение питания на микросхему при отключенных габаритных
огнях во избежание пробоя элементов DD1.1 и DD1.2 по входам. Резистор R2 обеспечивает
четкий "0" на входе DD1.2 при отсутствии напряжения.
При повторении конструкции вместо указанных на схеме диодов VD1...VD5
можно применить любые маломощные кремниевые диоды с допустимым напряжением не менее
20 В. А вот заменять микросхему DD1 на микросхему серии К176ЛА7 не рекомендуется,
т.к. она может выйти из строя при напряжении питания более 12 В. Сигнализатор может
быть собран любым удобным способом, в том числе и навесным монтажом. При исправных
деталях он начинает работать сразу же после включения. В отдельных случаях может
потребоваться подбор R3 и С2 для настройки генератора на резонансную частоту пьезоизлуча-теля
и подбор времени задержки выключения генератора изменением R1 или С1.
К недостаткам этой конструкции следует отнести включение генератора на
1...2 с в момент отключения зажигания при выключенном габаритном свете, а также
генерирование сигнала постоянного, а не прерывистого тона, как это обычно принято
в сигнализаторах.