На мотоциклах нет
системы контроля за температурным режимом двигателя, а рука - не очень-то точный
индикатор. Некоторые мотоциклисты устанавливают автомобильные приборы системы
контроля, но они довольно дороги, и не всегда их можно достать.
Я ,собрал систему контроля сам, из доступных и недефицитных
деталей. Ее схема показана на рис. 1.
Диод типа Д7, Д226, Д237 с любым буквенным индексом,
подстроечный резистор — сопротивлением порядка 10 кОм, -стрелочный прибор —
индикатор уровня записи от магнитофона типа «Спутник-402» или «Легенда-404»,
транзистор — любой маломощный низкочастотный (МШЗ—МП16, МП20, МП21, МП25—МП27,
МП39—МП42). В случае применения транзисторов структуры n—р—n (МП10, МПП,
МП35—МП38) полярность включения диода и амперметра следует изменить на
противоположную.
Датчик (рис. 2) изготовлен из медной или латунной трубки
наружным диаметром 18, внутренним 12 и длиной 50 мм. Внутрь (примерно до
середины) вставляется транзистор, у которого удален вывод базы, а выводы
эмиттера и коллектора соединены и к ним подпаян провод. Со стороны выводов
транзистор залит эпоксидной смолой, с противоположной - свинцом.
Как наладить
систему? Замкните датчик накоротко и, вращая ось подстроечного резистора,
добейтесь того, чтобы стрелка индикатора ушла в красную зону. Перемычку
удалите.
Датчик я разместил между головками цилиндров (у меня «Юпитер-5»), а
индикатор — на щитке приборов в неиспользованном окошке между замком зажигания и
контрольной лампой работы генератора. Диод и переменный резистор, тоже
поместились в приборном щитке. Катод диода (на схеме «+») подключение к клемме 1
или 2 замка зажигания.
Рис. 2. Датчик: 1 — металлическая трубке; 2 —
свинец; 3 — транзистор; 4 — эпоксидная смола; 5 —вывод.