На автомобилях и автобусах применяются стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Батареи служат для питания стартера и всех потребителей электрической энергии при неработающем двигателе, а также для питания потребителей совместно с генератором, когда потребляемая ими сила тока превышает максимально допустимую для генератора величину.
Рис. 1. Схема системы электроснабжения: а — полумонтажная, б — принципиальная; 1 — генератор: 2 — регулятор напряжения; 3 — выключатель зажигания; 4 — амперметр; 5 — нагрузка (потребители); 6 — аккумуляторная батарея; 7 — выпрямитель; 8 — обмотка статора; 9 — обмотка возбуждения.
Аккумуляторные батареи при малых габаритных размерах, массе и стоимости должны обладать большой емкостью, малыми внутренним сопротивлением и саморазрядом, большим сроком службы, быть надежными в эксплуатации, обладать небольшим объемом технического обслуживания. Для питания электродвигателя стартера аккумуляторные батареи должны обеспечивать отдачу большой силы тока при малом внутреннем падении напряжения. Аккумуляторные батареи называются стартерными, потому что предназначены для пуска двигателя стартером. Свинцовая аккумуляторная батарея (рис. 2) состоит из моноблока 8, который изготовляют из эбонита, полиэтилена, полипропилена или других пластмасс. Моноблок разделен перегородками 15 на секции по числу аккумуляторов. На дне каждой секции выполнены ребра 16, на которые устанавливается блок электродов в сборе с сепараторами. В пространстве между ребрами скапливается шлам (осыпающееся с течением времени активное вещество электродов), что на некоторое время предупреждает замыкание разноименных электродов. Каждый аккумулятор закрывается пластмассовой крышкой 11. Герметичность стыка крышек со стенками моноблока обеспечивается кислотоупорной мастикой 9, которая состоит из нефтяного битума, шинного регенератора, машинного масла и других веществ.
Рис. 2. Аккумуляторная батарея 6СТ-60ЭМС: а — общий вид; 6 — узлы и детали; 1 — отрицательный электрод; 2 — сепаратор; 3 — положительный электрод; 4 — предохранительный щиток; 5 —мостик; 6 —борн; 7, 14 — выводы; 8 — моноблок: 9 — мастика; 10 — пробка; 11 — крышка; 12 — перемычка; 13 — вентиляционное отверстие; 15 — перегородка; 16 — ребра; 17 — полублок положительных электродов; 18 — полублок отрицательных электродов
В батареях типа 6СТ-60 и других в крышках 11 моноблока имеются четыре отверстия: два крайних для полюсных выводов полублоков пластин, одно заливное, закрываемое резьбовой пробкой 10, и вентиляционной 13. В два крайних отверстия для надежного уплотнения полюсных выводов при изготовлении крышек заливают свинцовые втулки. Для облегчения установки и снятия наконечников стартерных проводов плюсовой 7 и минусовой 14 выводы — конусные. В зависимости от полярности выводы обозначаются знаками «+» и «—». Плюсовой вывод имеет больший диаметр. Сообщение внутренней полости моноблока с атмосферой осуществляется через отверстие 13. К борнам 6 приваривают межаккумуляторные перемычки 12 и верхнюю часть свинцовых втулок, установленных в крышках при изготовлении их. Выводы являются продолжением мостиков 5. В аккумуляторных батареях 6СТ-55 и других (рис. 3) моноблок / закрывается одной, общей для всех аккумуляторов пластмассовой крышкой 4, приваренной тепловой сваркой по периферии к наружным стенкам моноблока. Соединения крышки 4 с перегородками 6 уплотняются при сборке герметиком, что предотвращает переливание электролита из одного аккумулятора в другой. Аккумуляторы соединяют последовательно друг другу свинцовыми перемычками 12 (см рис. 2) большого сечения В новых конструкциях батарей полублоки разнополярных электродов (пластин) двух соседних аккумуляторов соединяют очень короткими свинцовыми стержнями (перемычками) 3, пропущенными в отверстия перегородок 6 (см. рис. 3). Такие батареи обладают меньшим сопротивлением. ^Решетки электродов (пластин) отливают из антикоррозионного сплава, содержащего 92—93% свинца и 7—8% присадок (сурьма, мышьяк, кальций, олово, кадмий и др.), которые добавляют для увеличения механической прочности, уменьшения коррозии решеток, улучшения литейных свойств и других качеств сплава. В ячейки решеток вмазывают активное вещество, изготовленное из свинцового порошка и раствора серной кислоты для отрицательных и положительных электродов. Активное вещество электродов обладает большой пористостью, а поэтому площадь рабочей поверхности, соприкасающейся с электролитом, увеличивается, и в результате возрастает емкость аккумулятора. Для увеличения срока службы положительных электродов активное вещество упрочняют добавкой в него синтетического волокна. При такой технологии изготовления положительных электродов сепараторы из стекловолокна не устанавливают.
Рис. 3. Аккумуляторная батарея 6СТ-55: 1-моноблок; 2-мостик; 3-перемычка; 4 - крышка; 5 - пробка; 6 - перегородка
В активное вещество отрицательных электродов при изготовлении добавляют до 2% расширителей (сернокислый барий, дубитель БНФ и др.), предотвращающих усадку и быстрое затвердение активного вещества. Активное вещество электродов вмазывается в решетки с обеих сторон, после чего электроды прессуют, затем просушивают и осуществляют заряд. Процесс первичного заряда называется формированием. В конце формирования большая часть активного вещества положительных электродов превращается в двуокись свинца РЬ02 (темно-коричневого цвета), а отрицательных — в губчатый свинец РЬ (серого цвета), вследствие чего емкость аккумулятора увеличивается до номинальной величины. Заводы выпускают аккумуляторные батареи с сухими заряженными электродами. Допускается выпуск батарей в несухозаряженном исполнении. Для уменьшения коробления крайнего положительного электрода, ввиду значительного изменения объема его активного вещества при разряде аккумулятора, у большинства батарей положительных электродов в блоке устанавливают на один меньше, чем отрицательных. Благодаря этому обе стороны крайнего положительного электрода подвергаются одинаковому изменению объема активного вещества и он меньше коробится. Для увеличения емкости и уменьшения внутреннего сопротивления в каждом аккумуляторе устанавливают по нескольку штук электродов. К мостикам 5 (см. рис. 2) приваривают одноименные электроды. Полублоки отрицательных и положительных электродов собирают в блок, при этом соприкосновение разноименных электродов предотвращается сепараторами 5 .— Сепараторы изготовляют из кислотостойких материалов — микропористого полихлорвинила (мипласта), микропористого эбонита (мипора), стекловолокна и др. Одна сторона сепараторов имеет ребра, которые обращены к положительным электродам. При такой установке сепараторов обеспечивается лучший доступ электролита в поры активного вещества положительных электродов, что способствует повышению емкости аккумулятора. При установке двойных сепараторов к положительным электродам ставят сепаратор из стекловолокна, что уменьшает оползание, активного вещества, вследствие чего увеличивается срок службы электродов. Увеличение толщины сепараторов повышает внутреннее сопротивление батареи. В новых конструкциях аккумуляторных батарей предусмотрено применение высокопористых синтетических сепараторов в виде конвертов, которые нанизывают на положительные электроды. В таких батареях на дне моноблока ребра не выполняют, а блоки электродов устанавливают непосредственно на дно моноблока. Над сепараторами в каждом аккумуляторе устанавливают тонкий перфорированный предохранительный щиток 4(см. рис. 2) из хлорвинила или другого кислотостойкого материала для защиты кромок сепараторов от механических повреждений при измерении плотности или при проверке уровня электролита.
Минимальный срок службы аккумуляторной батареи с одинарными сепараторами не менее 24 мес. при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км (ГОСТ 959.0—79). Срок службы батареи в эксплуатации считается до момента снижения емкости на 40% от номинальной величины. Аккумуляторные батареи имеют на перемычках обозначения, характеризующие: тип, число последовательно соединенных аккумуляторов (3 или 6), определяющее номинальное напряжение (6 или 12 В); назначение (СТ — стартерная для автомобилей и автобусов); номинальную емкость при 20-часовом режиме разряда (А • ч); обозначение, характеризующее материал моноблока (Э— эбонит, Т — термопласт); буквы, указывающие материал сепараторов (Р — мипор, М — мипласт, С — стекловолокно); буквы, характеризующие несухозаряженное исполнение батарей (Н — несухозаряженная); соответствующий ГОСТ. Пример условного обозначения батареи с шестью последовательно соединенными аккумуляторами, номинальной емкостью 75 А • ч, исполненной в моноблоке из эбонита и с сепараторами из мипласта: 6СТ-75ЭМ ГОСТ 959.7—79. То же насухо заряженной: 6СТ-75ЭМН ГОСТ 959.7—79. Кроме того на перемычках или моноблоке батареи наносится товарный знак завода-изготовителя и дата выпуска батареи.
Устройство и работа аккумуляторных батарей
Источником электроэнергии на автомобиле при неработающем или работающем с малой частотой вращения коленчатого вала двигателе является аккумуляторная батарея. Широкое распространение получили свинцовые аккумуляторные батареи, состоящие из нескольких последовательно соединенных аккумуляторов. Применение кислотных аккумуляторов объясняется тем, что они обладают небольшим внутренним сопротивлением и способны в течение короткого промежутка времени (несколько секунд) отдавать ток силой в несколько сотен ампер, что необходимо для питания стартера при пуске двигателя. Аккумулятор представляет собой сосуд, заполненный электролитом, в который опушены свинцовые электроды. Электролитом является раствор серной кислоты и дистиллированной волы. Электроды выполнены в виде пластин, одна из которых изготовлена из губчатого свинца РЬ, вторая — из диоксида свинца РЬО:. В результате взаимодействия электролита с электродами на них возникает разность потенциалов. При подключении потребителя в аккумуляторе возникает разрядный ток. При этом ионы серно-кислотного остатка SO., соединяются со свинцом электродов и образуют на них сернокислый свинец PbS04, а ионы водорода — с кислородом, выделяясь на положительной пластине в виде воды. В результате электроды покрываются серно-кислым свинцом, а серная кислота разбавляется образующейся водой, т. е. при разрядке аккумулятора плотность электролита уменьшается. Поэтому по плотности электролита можно определить степень разряженности аккумуляторной батареи. При прохождении электрического тока через аккумуляторную батарею протекают обратные электрохимические процессы. Ионы водорода, образующиеся в результате распада воды, взаимодействуют с серно-кислым свинцом электродов. Водород, соединяясь с сернистым осадком, образует серную кислоту, а на электродах восстанавливается губчатый свинец. Выделяющийся из воды кислород, соединяется со свинцом положительной пластины, образуя перекись свинца, содержание воды в электролите уменьшается, а содержание кислоты увеличивается, в результате чего плотность электролита повышается. Когда прекращается восстановление свинца на электродах, процесс зарядки аккумулятора заканчивается. При дальнейшем прохождении электрического тока начинается процесс электролиза (распада) воды, аккумулятор «закипает», образуется взрывоопасная смесь газообразного водорода с кислородом. Значения плотности электролита для различных климатических зон при разной степени разряженности аккумуляторной батареи приведены на странице 15. С уменьшением плотности электролита повышается температура его замерзания. Поэтому при низких температурах окружающего воздуха плотность электролита полностью заряженного аккумулятора должна быть больше. Это предотвращает замерзание электролита в частично разряженном аккумуляторе. Напряжение на электродах кислотного аккумулятора возрастает с увеличением плотности электролита и меняется в зависимости от степени заряженности аккумулятора от 2 до 2,15 В. Напряжение на электродах при зарядке аккумулятора выше, а при разрядке ниже электродвижущей силы (ЭДС) на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении аккумулятора. Это падение напряжения прямо пропорционально силе зарядного или разрядного тока. Для зарядки аккумулятора напряжение на клеммах заряжающего источника тока должно быть выше ЭДС аккумулятора. Чем больше разница между этими величинами, тем больше сила зарядного тока. При постоянном напряжении источника тока по мере увеличения степени заряженности аккумулятора повышается его ЭДС и, следовательно, уменьшается сила зарядного тока. Таким образом, если напряжение на клеммах источника тока будет равно ЭДС полностью заряженного аккумулятора плюс ЭДС поляризации, то зарядный ток прекратится, как только аккумулятор полностью зарядится. Среднее значение напряжения аккумулятора — 2 В. Поэтому для того, чтобы напряжение аккумуляторной батареи соответствовало напряжению в цепях электрооборудования автомобиля (12 В), необходимо последовательно соединить шесть аккумуляторов. На автомобилях с дизелями для увеличения мощности стартера используется напряжение 24 В. В этом случае устанавливают аккумуляторную батарею, состоящую из двенадцати последовательно соединенных аккумуляторов, или две последовательно соединенные аккумуляторные батареи напряжением 12 В каждая. Важным параметром аккумулятора является его емкость, т. е. количество электрической энергии, которую способен отдать аккумулятор. Емкость — это произведение силы разрядного тока на продолжительность разрядки (достижение полностью заряженного аккумулятора предельно допустимого разряженного состояния), измеряется в ампер-часах (Ач). Емкость аккумулятора зависит в первую очередь от площади электродов. Поэтому для повышения емкости аккумулятора необходимо увеличивать площадь пластин и обеспечивать участие в реакции всей массы электродов, а не только их поверхности. С этой целью для изготовления электродов используют пористый материал. Увеличение площади пластин достигается параллельным включением нескольких пластин. Емкость аккумулятора не является постоянной величиной, она зависит от силы разрядного тока и температуры электролита. При увеличении разрядного тока и понижении температуры электролита емкость аккумулятора уменьшается, что объясняется неполным протеканием химических реакций разрядки в этих условиях, вследствие сокращения времени разрядки и увеличения вязкости электролита при низких температурах. Устройство аккумуляторной батареи показано на рис. 2.1. Аккумуляторная батарея представляет собой моноблок, выполненный из кислотостойкой пластмассы, который разделен перегородками на отдельные секции, число которых равно числу аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Каждая секция сверху закрывается эбонитовой крышкой с отверстиями: одно отверстие для заливки электролита, другое для сообщения с окружающей средой. В каждой секции установлено несколько положительных и отрицательных пластин. Пластины одной полярности соединены между собой в полублок. Так как во избежание коробления каждую положительную пластину помешают между отрицательными, то положительных пластин на одну меньше. Для предотвращения возможности контакта двух соседних пластин разной полярности между ними установлены кислотоупорные вставки из изоляционного материала — сепараторы. Сепараторы могут быть деревянные, пористо-пластмассовые или комбинированные. Для циркуляции электролита между пластинами сепараторы изготовляют пористыми.
Рис. 2.1. Свинцовая аккумуляторная батарея: 1 — опорная призма моноблока; 2 — моноблок; 3,11 — полублоки отрицательных электродов; 4 — баретка; 5 — крышка; 6— пробка; 7— межэлементная перемычка; 8 — кислотостойкий щиток; 9 — полюсный наконечник; 10 — полюсный вывод сепаратора; 12 — полублок отрицательных электродов; 13 — решетка моноблока; 14 — отверстие дня заливки электролита; 15 — отверстие для сообщения с окружающей средой.
Пластина электрода представляет собой решетку, отлитую из свинца с небольшой примесью сурьмы (6—13 %), для увеличения прочности, которая заполнена активной массой, состоящей из порошкообразного сурика со свинцовым глетом, смешанного с раствором серной кислоты. В активной массе положительных пластин больше сурика, поэтому они имеют красноватый оттенок. Отрицательные пластины содержат больше свинцового глета и имеют серую окраску. После заполнения ячеек решетки активной массой пластины просушивают, а затем подвергают формованию, т. е. нескольким последовательным циклам зарядка—разрядка. Выступы пластин одной полярности приварены к общей перемычке, образуя полублок. Полублоки разной полярности соединены в блок, между пластинами установлены сепараторы. Блок размещается в емкостях моноблока. Края крышки каждой емкости залиты кислотостойкой мастикой. Штыри полублоков разной полярности, расположенные в соседних емкостях моноблока, соединены перемычками, что обеспечивает последовательное включение аккумуляторов. Один из штырей каждого из крайних аккумуляторов имеет полюсный наконечник, к которому присоединен провод внешней сети. Пластины опираются на выступы, выполненные на дне емкостей, чтобы активная масса, выпадающая в процессе работы, не соединяла пластины разной полярности. Сверху блоки пластин закрыты пластмассовыми кислотостойкими щитками. Отверстие в крышке для заливки электролита закрыто резьбовой пробкой с уплотнительной прокладкой. Для сообщения с окружающей средой имеется отверстие в пробке или в специальном выступе на крышке рядом с заливным отверстием.
Аккумуляторные батареи могут иметь различные конструкции (рис. 2.2). Рис. 2.2. Аккумуляторные батареи: а — с ячеистыми крышками; б, в, г — с меж-элементными перемычками через перегородки; 1 — опорная призма моноблока; 2 — моноблок: 3 — полублок отрицательных электродов: 4 — баретка; 5 — пробка; 6 — межэлементная перемычка; 7 — крышка: 8 — полюсный вывод; 9— сепаратор; 10 — борн; 11 — мостик; 12 — полублок положительных электродов; 13 — перегородка моноблока; 14 — индикатор уровня электролита; 15 — положительный электрод; 16 — отрицательный электрод; 17 — выступ моноблока; 18 — электронагреватель
Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10—15 мм выше кромки пластин. При заливке электролита или доливе дистиллированной воды уровень электролита должен дистигать нижней кромки заливной горловины. В маркировке аккумуляторной батареи указывается число последовательно соединенных аккумуляторов, определяющих ее номинальное напряжение; назначение по функциональному признаку (СТ — стартерная); номинальная емкость в ампер-часах при режиме разрядки 20 ч; при необходимости материал моноблока (Э — эбонит, Т — термопласт); материал сепараторов (М — ми пласт, С — стекловолокно, Р — мипор). Буква «Н» в конце обозначения указывает, что аккумуляторная батарея не сухозаряженная. Например, аккумуляторная батарея 6СТ-60ЭМ-Н — стартерная не сухозаряженная напряжением 12 В, емкостью 60 Ач, с моноблоком из эбонита и сепаратором из мипласта. Отечественные стартерные свинцовые аккумуляторные батареи выпускаются номинальным напряжением 6 и 12 В и емкостью 45-190 Ач. Стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-190А для грузовых автомобилей с моноблоком и единой крышкой из пластических материалов имеет в нижней части моноблока переносное устройство с ручкой. Обычные стартерные свинцовые аккумуляторные батареи имеют достаточно высокие характеристики, однако обладают рядом существенных недостатков. В результате электролиза при эксплуатации свинцовой аккумуляторной батареи снижается уровень электролита, что требует периодического (один-два раза в месяц) добавления дистиллированной воды. Электролитическое разложение воды происходит при зарядке, особенно интенсивно при перезарядке. Во время длительных перерывов в эксплуатации автомобиля происходит саморазрядка их аккумуляторной батареи. В сутки потери могут составить 0,5—0.8 %, а к концу срока службы и до 3—4 %, что приводит к необходимости ежемесячной подзарядки. Необходимость в периодическом добавлении дистиллированной воды и подзарядка аккумуляторных батарей при длительном хранении усложняют обслуживание и требуют дополнительных затрат. Все эти трудности усугубляются при длительной эксплуатации автомобилей вне автопарков. Срок службы свинцовых аккумуляторных батарей ограничивается в основном коррозией решеток электродов. Кроме того, электролиз воды с выделением активного кислорода способствует ускоренной коррозии решеток положительных электродов. Интенсивность электролиза и сопутствующей ему коррозии решеток возрастают при перезарядке, повышении температуры и старении аккумуляторных батарей. Эти недостатки присущи обычным аккумуляторным батареям и связаны с наличием 5—7 % сурьмы в сплаве свинца решетки электродов. Легирование свинца сурьмой обеспечивает необходимую механическую прочность решеток. Также в сплав вводится 0,1—0,2 % мышьяка, что повышает коррозионную стойкость положительных решеток электродов. Сурьма в сплаве положительных пластин способствует более интенсивному выделению кислорода и, одновременно, электрохимическому переносу и отложению сурьмы на поверхности отрицательного электрода. Присутствие даже небольшого количества сурьмы на поверхности отрицательного электрода приводит к интенсивности выделения водорода. На отрицательных электродах происходит выделение водорода, а на положительных — кислорода. Интенсивность газовыделення зависит от напряжения на электродах.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|