Светодиодный стоп-сигнал
Популярная опция тюнинга отечественных автомобилей - установка повторителей стоп-сигнала. Раньше такие устройства делали на основе ламп накаливания, которые либо включались одновременно с зажиганием стоп-сигналов автомобиля, либо выполняли различные световые эффекты, типа удлиняющейся и укорачивающейся линии. Недостаток всех этих устройств - именно лампы накаливания. Свет дают желтоватый и часто перегорают. На появление на рынке сверхярких светодиодов автолюбители и установщики отреагировали быстро - стали устанавливать синие светодиоды в блоки фар и на "брызгалки” стеклоомывателей. Но повторителей стоп-сигнала на такой базе пока встречается очень мало. А преимущества перед лампами очевидны - необычный "электронный” свет, высокая надежность. На рисунке в тексте светодиодная схема повторителя стоп-сигнала на микросхеме К561ПУ4, содержащей четыре КМОП повторителя уровня. Элементы включены последовательно через RC-цепи, вносящие задержку в распространив уровня. При включении стоп-сигнала первым зажигается светодиод HL7, расположенный посредине линии составленной из светодиодов HL1-HL13 (светодиоды располагаются в линию в порядке номеров, обозначенных на схеме). Затем, постепенно зажигаются и все остальные светодиоды. Получается световой эффект, при котором включение стоп-сигнала сопровождается зажиганием световой точки, а затем, она превращается в удлиняющуюся линию. После выключения стоп-сигнала, сначала гаснет средний светодиод (HL7) а затем, постепенно гаснут остальные. Получается как будто светящаяся линия разорвалась на две короткие линии, которые укоротились постепенно до двух точек и исчезли. Параметрический стабилизатор на R13-VD1 служит для ограничения напряжения на микросхеме, чтобы не она не вышла из строя от выбросов напряжения в бортовой сети автомобиля. Светодиоды синего цвета свечения, в бесцветных корпусах, внешне похожих по форме на АЛ307. Марка автору не известна (в магазине было написано : "Светодиоды импортные сверхяркие, синие”, другой информацией продавцы не располагали). Первоначально использовались транзисторы КТ315, но проработали они не долго и были замены на более мощные КТ815. Микросхема К561ПУ4 относительно редкая, при необходимости её можно заменить двумя К561ЛН2, включив по два её инвертора последовательно. Получится по три повторителя в каждой микросхеме. Установить желаемую скорость воспроизведения светового эффекта можно подбором сопротивлений резисторов R2-R7.
Автор: Маринин Е. И.
СВЕТОДИОДНЫЙ СТОП-СИГНАЛ HA LM3914
Лыжин Р. Радиоконструктор 1-2005 Многие автолюбители устанавливают на свои машины дополнительный световой стоп-сигнал, представляющий собой линейку "разбегающихся" светодиодов, дающий эффект удлиняющейся линии при остановке автомобиля (нажатии на тормоз) и укорачивающейся и исчезающей линии при отпускании педали тормоза. На страницах радиолюбительских журналов предложено немало таких автоматов световых эффектов, в основном, построенных на логических микросхемах. А вот мой светодиодный стоп-сигнал выполнен на микросхеме LM3914, применяющейся в аудиотехнике, и благодаря такому необычному подходу получилась схема, в которой используется самый минимум навесных элементов. Микросхема LM3914 служит для построения шкальных линейных индикаторов уровня сигналов, а именно, для измерения постоянного напряжения, поданного на её вход и отображения его величины на шкале, состоящей из линейки из десяти светодиодов. То есть, получается эффект "градусника" или "бегущего огня" в зависимости от подключения вывода 9 микросхемы. В нашем случае, конечно, интересен именно эффект "градусника". Идея такова - LM3914, включенная индикатором напряжения, будет измерять напряжение на конденсаторе, который будет заряжаться через резистор при нажатии педали тормоза и разряжаться через негоже при отпускании этой педали. Принципиальная схема устройства приводится на рисунке 1
Микросхема включена по типовой схеме. На выходах установлены цепи из двух сверхярких светодиодов. Всего получается 20 светодиодов, которые расположены строго по линии, согласно их позиционному обозначению на схеме (то есть, HL1 и HL20 располагаются на противоположных концах этой линии, a HL10 и HL11 - рядом, в центре линии). Такое размещение светодиодов обеспечивает получение нужного эффекта удлиняющейся в обе стороны световой линии. На схему постоянно подается питание (когда включено зажигание) от бортовой сети автомобиля, на клеммы "+13V" и "-13V". Клемма "S" подключается на лампы стоп-сигнала. Когда педаль тормоза не нажата на эти лампы напряжение не поступает и напряжение на выводе 5 микросхемы равно нулю. Светодиоды не горят. При нажатии на педаль на "S" появляется напряжение, равное напряжению борт-сети. Конденсатор С1 начинает заряжаться через R1 и на нем напряжение начинает постепенно увеличиваться. Напряжение на выв. 5 ИМС растет и, соответственно, происходит последовательное зажигание светодиодов, создавая эффект удлиняющейся линии. После того как С1 полностью зарядится линию будет иметь максимальную длину и гореть непрерывно, до момента отпускания педали тормоза. Тогда С1 начинает разряжаться и происходит обратный процесс, -линия укорачивается и совсем гаснет. Режим работы устанавливается подстроечными резисторами R1 и R2, так чтобы получить нужную скорость воспроизведения светового эффекта и чтобы в нем принимали участие все светодиоды. Подстройка резисторов, - по методу последовательных приближений. Светодиоды можно использовать любые, как сверхяркие, так и обычные. От этого будет зависеть только яркость свечения. Микросхема LM3914 дает выходные токи по 7 mА на светодиод. Можно использовать LM3915 (ток до 14 mА) или LM3916 (ток до 20mA). Цоколевки совпадают.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|