Тахометр для автомобиля
Руфинов
П.
Тахометр желательно
иметь на приборном щитке любого автомобиля. С его помощью можно следить за частотой
вращения вала двигателя автомобиля, что помогает выбрать наиболее экономичный
режим движения, избежать преждевременного износа мотора от излишне высокой частоты
вращения вала, наиболее успешно провести обкатку нового двигателя или обеспечить
безопасное движение на непрогретом двигателе. А так же,
тахометр позволяет
своевременно заметить
некоторые неисправности двигателя и выполнить необходимые регулировки.
К огромному сожалению,
очень многие автомобили, как отечественные, так и зарубежные, не укомплектованы
тахометрами. Что странно, это обычно автомобили с двигателями маленького рабочего
объема, и небольшой мощности. Но именно такие моторы приходится сильно «крутить»
чтобы достигнуть приемлемой динамики движения, особенно в гористой местности.
В автомагазинах
продаются цифровые тахометры, но обычно они рассчитаны только на четырехцилиндровые
двигатели. Цифровая индикация, конечно точна, но не всегда удобна. Во время движения,
когда большая часть внимания водителя должна быть направлена на дорожную обстановку,
удобнее считывать показания по повороту стрелки или по диаграмме, чем по мелькающим
цифрам. Кроме того, цифровой тахометр, рассчитанный на четырехцилиндровый двигатель,
при установке на автомобиль с другим числом цилиндров будет показывать неправильно.
Здесь я хочу предложить
хорошо испытанную схему простого аналогового тахометра, показывающего значение
частоты вращения в виде диаграммы с тремя зонами из светодиодов зеленого, желтого
и красного цвета. Этот тахометр можно использовать на автомобиле с бензиновым двигателем
с любым числом цилиндров. Соответствие показаний действительности устанавливается
аналоговой настройкой прибора (подстроечный резистор).
На рисунке 1 показан
вариант для карбюраторного двигателя. Этот тахометр был мною установлен на машины
«Таврия» и «Ока». Схема состоит из преобразователя частота - напряжение на транзисторе
VT1 и измерителя напряжения на микросхеме LM3914.
Точка «К» подключается
к выходу коммутатора зажигания (или к точке «К» катушки зажигания). В машине с
двумя катушками, двойным коммутатором он подключается только к одному из выходов
коммутатора (к любому). Или к прерывателю, если машина с механической системой зажигания
(например, «Москвич-412»).
На базу транзистора
поступают импульсы, амплитуда которых ограничена стабилитроном VD3. С каждым импульсом
транзистор открывается и происходит зарядка СЗ. Чем больше частота, тем больше величина
постоянного напряжения на СЗ. Это напряжение измеряет схема светодиодного индикатора
напряжения, выполненная на микросхеме LM3914 и десяти индикаторных светодиодах.
На транзистор VT1
поступает напряжение, стабилизированное стабилитроном VD2.
Чем больше частота
вращения вала двигателя, тем выше частота, поступающая на базу VT1, и выше напряжение
на СЗ. Соответственно, больше светодиодов горит.
Подстроечным резистором
R4 преобразователь частота напряжение
настраивают так, чтобы на холостом ходу горел только HL10. В диапазоне до 3000 об/мин,
горят зеленые светодиоды (рабочий диапазон). Желтые светодиоды будут индицировать
до 4000 об/мин, а красные, - от 4000 об/мин и выше. Резистором R4 можно установить
и другую характеристику индикации.
Переменный резистор
R7 служит для регулировки яркости светодиодов.
Практически все
собрано на одной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Светодиоды
расположены вряд. Слева от шкалы выводится ручка переменного резистора R7, которым
регулируют яркость.
Плата помещается
в готовый пластмассовый корпус размерами 50х110х20мм.
В автомобиле тахометр
можно прикрепить в удобном месте двухсторонней липкой лентой.
Подключение и настройка
тахометра
По питанию тахометр
можно подключить после замка зажигания или прямо к аккумулятору При неработающем
двигателе все светодиоды будут погашены, и ток потребления мал. Точку «К» подключают
как сказано выше. Предварительно двигатель машины должен быть хорошо отлажен и
настроен на холостой ход. Двигатель нужно прогреть до нормальной температуры,
и держа его на хлостых оборотах, подстроить резистор R4. Сначала установить его
в положение наибольшего сопротивления. При этом светодиоды не должны гореть. Если
горят - нужно последовательно R4 включить дополнительный резистор 100-200 кОм.
Затем, постепенно
уменьшайте сопротивление R4 пока не загорится HL10. Отметьте это положение движка
R4, и уменьшайте его сопротивление дальше, пока не загорится HL9. Отметьте и это
положение. А затем, поверните движок R4 в положение ровно посредине между отмеченными
положениями.
На этом настройку
можно считать завершенной.
Такие же тахометры
были сделаны и для автомобилей «Дэу-Матиз» с трехцилиндровым инжекторным двигателем,
и «Рено-Клио» с четырехциллиндровым инжекторным двигателем. Отличие в датчике импульсов,
который в машинах с инжекторными двигателями должен быть сенсорным.
На рисунке 3 показана
схема, которой нужно дополнить схему тахометра, чтобы он мог работать с инжекторным
двигателем. В этой схеме датчиком служит отрезок обмоточного провода диаметром 0,3-0,6
мм, намотанный на один из высоковольных проводов. Всего 60 витков, виток к витку,
но не прожимая сильно высоковольтный провод. При работе системы зажигания импульсы
высокого напряжения, имеющиеся в высоковольтном проводе, наводят импульсное напряжение
в этом датчике как в антенне. Это напряжение поступает на триггер Шмитта, выполненный
на элементах микросхемы К561ЛЕ6. На выходе (выв. 13) образуются импульсы, которые
можно подать на точку «К» схемы на рисунке 1.
Микросхема К561ЛЕ6 питается от того же источника, что
и LM3914. Вывод 7 К561ЛЕ6 - к общему минусу, а вывод 14 - к положительному электроду
СЗ. Стабилитрон Д814Д защищает вход микросхемы К561ЛЕ6 от
выбросов напряжения, способных
повредить микросхему. Налаживание тахометра такое же, как и в машине с карбюраторным
двигателем
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|