САЙТ ДЛЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ
Ваш кабинет
На службе : дней


Мы вконтакте

Кто с нами?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Нас посетили
SID1993

Счётчики
Анализ сайта онлайн

Главная » Файлы » Схемы » Авто- мото-

Тахометр для автомобиля
01-Июн-2011, 9:55:12

Тахометр для автомобиля

Руфинов П.

Тахометр желатель­но иметь на при­борном щитке любого автомобиля. С его помощью можно сле­дить за частотой вра­щения вала двигате­ля автомобиля, что помогает выбрать наиболее экономич­ный режим движения, избежать преждевре­менного износа мото­ра от излишне высо­кой частоты враще­ния вала, наиболее успешно провести обкатку нового двига­теля или обеспечить безопасное движе­ние на непрогретом двигателе. А так же,

тахометр позволяет  

своевременно заметить некоторые неисправ­ности двигателя и выполнить необходимые регулировки.

К огромному сожалению, очень многие автомобили, как отечественные, так и зару­бежные, не укомплектованы тахометрами. Что странно, это обычно автомобили с дви­гателями маленького рабочего объема, и небольшой мощности. Но именно такие моторы приходится сильно «крутить» чтобы достигнуть приемлемой динамики движения, особенно в гористой местности.

В автомагазинах продаются цифровые тахо­метры, но обычно они рассчитаны только на четырехцилиндровые двигатели. Цифровая индикация, конечно точна, но не всегда удоб­на. Во время движения, когда большая часть внимания водителя должна быть направлена на дорожную обстановку, удобнее считывать показания по повороту стрелки или по диаграмме, чем по мелькающим цифрам. Кроме того, цифровой тахометр, рассчитан­ный на четырехцилиндровый двигатель, при установке на автомобиль с другим числом цилиндров будет показывать неправильно.

Здесь я хочу предложить хорошо испытан­ную схему простого аналогового тахометра, показывающего значение частоты вращения в виде диаграммы с тремя зонами из светодиодов зеленого, желтого и красного цвета. Этот тахометр можно использовать на автомобиле с бензиновым двигателем с любым числом цилиндров. Соответствие показаний действительности устанавливается аналого­вой настройкой прибора (подстроечный ре­зистор).

На рисунке 1 показан вариант для карбю­раторного двигателя. Этот тахометр был мною установлен на машины «Таврия» и «Ока». Схема состоит из преобразователя частота - напряжение на транзисторе VT1 и измерителя напряжения на микросхеме LM3914.

Точка «К» подключается к выходу коммута­тора зажигания (или к точке «К» катушки зажигания). В машине с двумя катушками, двойным коммутатором он подключается только к одному из выходов коммутатора (к любому). Или к прерывателю, если машина с механической системой зажигания (напри­мер, «Москвич-412»).

На базу транзистора поступают импульсы, амплитуда которых ограничена стабилитро­ном VD3. С каждым импульсом транзистор открывается и происходит зарядка СЗ. Чем больше частота, тем больше величина пос­тоянного напряжения на СЗ. Это напряжение измеряет схема светодиодного индикатора напряжения, выполненная на микросхеме LM3914 и десяти индикаторных светодиодах.

На транзистор VT1 поступает напряжение, стабилизированное стабилитроном VD2.

Чем больше частота вращения вала двигателя, тем выше частота, поступающая на базу VT1, и выше напряжение на СЗ. Соответственно, больше светодиодов горит.

Подстроечным резистором R4 преобразо­ватель частота напряжение настраивают так, чтобы на холостом ходу горел только HL10. В диапазоне до 3000 об/мин, горят зеленые светодиоды (рабочий диапазон). Желтые светодиоды будут индицировать до 4000 об/мин, а красные, - от 4000 об/мин и выше. Резистором R4 можно установить и другую характеристику индикации.

Переменный резистор R7 служит для регу­лировки яркости светодиодов.

Практически все собрано на одной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Светодиоды расположены вряд. Слева от шкалы выводится ручка переменного резис­тора R7, которым регулируют яркость.

Плата помещается в готовый пластмассо­вый корпус размерами 50х110х20мм.

В автомобиле тахометр можно прикрепить в удобном месте двухсторонней липкой лентой.

Подключение и настрой­ка тахометра

По питанию тахометр можно подключить после замка зажигания или прямо к аккумулятору При нера­ботающем двигателе все светодиоды будут погаше­ны, и ток потребления мал. Точку «К» подключают как сказано выше. Предварительно двига­тель машины должен быть хорошо отлажен и настро­ен на холостой ход. Двигатель нужно прогреть до нормальной темпера­туры, и держа его на хлостых оборотах, подстроить резистор R4. Сначала уста­новить его в положение наибольшего сопротивле­ния. При этом светодиоды не должны гореть. Если горят - нужно последова­тельно R4 включить допол­нительный резистор 100-200 кОм.

Затем, постепенно умень­шайте сопротивление R4 пока не загорится HL10. Отметьте это положение движка R4, и уменьшайте его сопротивление дальше, пока не загорится HL9. Отметьте и это положение. А затем, поверните движок R4 в положение ровно посредине между отмеченными поло­жениями.

На этом настройку можно считать завер­шенной.

Такие же тахометры были сделаны и для автомобилей «Дэу-Матиз» с трехцилиндровым инжекторным двигателем, и «Рено-Клио» с четырехциллиндровым инжектор­ным двигателем. Отличие в датчике импуль­сов, который в машинах с инжекторными двигателями должен быть сенсорным.

На рисунке 3 показана схема, которой нужно дополнить схему тахометра, чтобы он мог работать с инжекторным двигателем. В этой схеме датчиком служит отрезок обмоточного провода диаметром 0,3-0,6 мм, намотанный на один из высоковольных проводов. Всего 60 витков, виток к витку, но не прожимая сильно высоковольтный провод. При работе системы зажигания импульсы высокого напряжения, имеющиеся в высоковольтном проводе, наводят импульсное напряжение в этом датчике как в антенне. Это напряжение поступает на триггер Шмитта, выполненный на элементах микро­схемы К561ЛЕ6. На выходе (выв. 13) обра­зуются импульсы, которые можно подать на точку «К» схемы на рисунке 1.

Микросхема       К561ЛЕ6 питается от того же источ­ника, что и LM3914. Вывод 7 К561ЛЕ6 - к общему ми­нусу, а вывод 14 - к поло­жительному электроду СЗ. Стабилитрон Д814Д защи­щает   вход   микросхемы К561ЛЕ6    от    выбросов напряжения,     способных повредить микросхему. Налаживание тахометра такое же, как и в машине с карбюраторным двигателем

Добавь статью в закладки
Похожие материалы
Категория: Авто- мото- | Добавил: Written0760 | Теги: автомобиля, Авто- мото-, тахометр, для
Просмотров: 21569 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Популярные


Последние сообщения с форума:
Тема Дата, время Сообщил Раздел
Помогите найти неисправность в микроволновке Daewoo 22-Окт-2018, 8:13:05 Vialeksej Бытовая аппаратура
Читать
Типичные неисправности блоков питания АТХ 01-Мар-2018, 11:07:17 Sidd Компьютерная техника
Читать
Микшер своими руками 27-Ноя-2016, 1:16:16 maksimushka Аудиоаппаратура
Читать
посторонний предмет в принтере 16-Ноя-2015, 3:23:08 ivanna2004 Оргтехника
Читать
Мультимедийный усилитель на TDA2050 своими руками 23-Апр-2014, 11:39:51 Sergik Аудиоаппаратура
Читать
Универсальные контроллеры автоматики ввода резерва 06-Мар-2014, 5:01:33 Климатпроцессор Продам
Читать
Alesis m1 Active Mk2 09-Янв-2014, 9:37:32 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
видеокарты 7970 27-Апр-2013, 6:56:17 admin1298 Компьютерная техника
Читать
Автоусилитель сабвуферный 625 ( встраиваемый ) 25-Фев-2013, 7:25:30 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
Проблемы с жеским диском 21-Янв-2013, 12:22:08 Written0760 Компьютерная техника
Читать

sxema.ucoz.ua © 2024