"Мягкий пуск" стартерного электродвигателя
В.КОНОВАЛОВ,
г.Иркутск.
Стартерные электродвигатели
используются для запуска бензиновых двигателей автомобилей и мотоциклов. В настоящее
время, с установкой карбюраторных двигателей на парапланы, стали применяться малогабаритные
стартеры европейского производства, оснащенные только втягивающим устройством
для сцепления с двигателем, без мощной контактной группы для подачи тока на стартер.
Пуск стартера
можно выполнить, используя промежуточное мощное реле постоянного тока от автомобилей.
Доработка такого реле состоит в устранении с помощью электронной схемы
случайного залипания силовых контактов, поскольку при прекращении тока через катушку
реле возникает импульс ЭДС самоиндукции (до 3000 В), который способен прожечь
обмотку и вызвать межвитковое короткое замыкание или обрыв.
В обмотке стартера,
как и в обмотке реле, при отключении от источника питания обратное напряжение самоиндукции
создает на коллекторе усиленное искрение, что приводит к обгоранию графитовых подвижных
контактов (щеток) и преждевременному износу коллектора.
Попытка простой
замены пускового реле на электронную схему с мощными полевыми транзисторами не
дала положительных результатов. Кратковременные пусковые токи "выбивали"
транзисторы, рассчитанные на ток 720 А, хотя пусковой ток не превышал 100 А.
Выход оказался
достаточно простым— снизить пусковой ток до приемлемой величины, т.е. создать
условия "мягкого пуска".
По имеющимся данным,
пусковое реле замыкает силовые контакты через 10...60 мс (в зависимости от состояния
механической части), время включения полевого транзистора лежит в пределах 0,02
мс, выключения— 0,8 мс Если совместить механическое замыкание пусковых контактов
реле с электронным замыканием цепи запуска и растянуть по времени рост тока в обмотке
стартера, получится "мягкий пуск" стартера, что продлит срок его эксплуатации
и снимет аварийный режим перегрузки пусковыми токами.
Схема на рис.1
представляет собой гибрид из мощного силового транзистора VT1 и пускового реле
К1.
Полевой транзистор
после включения в течение 10...60 мс (зависит от номиналов цепочки R1-R2-C1) подает
постепенно нарастающее напряжение питания на пусковой электродвигатель М1, и он
разгоняется до номинальных оборотов. В конце этого процесса замыкаются мощные контакты
реле К1 (К1.1), ток через VT1 прекращается, а рабочий ток электродвигателя не создает
искрения контактов реле.
В цепь затвора
VT1 включен стабилитрон VD1 для защиты от превышения порогового напряжения, а
в цепь истока VT1 (параллельно электродвигателю) — цепочка C2-VD2 для гашения импульсного
напряжения обратной полярности. Обмотка реле К1 защищена от импульсов обратной
полярности двухцветным светодиодом HL1 с токоограничительным резистором R4. Резистор
R3 ограничивает ток обмотки и снижает ее нагрев при длительном включении. Диод VD3
устраняет проникновение импульсных помех в цепи питания. Указанного на схеме Ni-Cd
аккумулятора GB1 (цепи его буферной подзарядки от магнето не показаны) достаточно
для шести запусков карбюраторного двигателя.
Детали. Полевой
транзистор (параллельно включенная группа)рассчитан на рабочий ток 212 А. Резисторы,
кроме R3, — типа МЛТ-0,25; R3 должен иметь мощность рассеивания 5 ВТ. Диоды – импульсные
КД213А. Реле — от автомобиля "ВАЗ" (номинальный ток контактов — 70 А,
напряжение —12В) Напряжение включения такого реле—около 7 В, отпускания — 3,5
В. Светодиод HL1 заменим на КИПД45Б-2 или КИПД23А1-К. кнопка пуска — КМ1-1. Схема
размещена на печатной плате размерами 102x40 мм. Чертеж платы приведен на рис.2,
а расположение элементов на рис.3.
В устройстве используется
стартерный электродвигатель итальянского производства, но испытания проводились
и с другими типами электродвигателей.
Конструкция собрана
в корпусе размерами 110x35x55 мм и закреплена рядом со стартером, кнопка пуска
установлена в удобном для включения месте и соединена многожильным изолированным
проводом сечением 0.5 мм2. Полевые транзисторы (без радиатора) прикреплены
общим винтом к плате. Светодиод может служить индикатором пуска. В этом случае
он выносится с платы. Силовые цепи питания электродвигателя необходимо выполнить
многожильным проводом сечением не менее 16 мм2 и сделать их как можно
короче для снижения потерь мощности.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|