РЕГУЛЯТОР
ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Как известно, нагрузочная
характеристика (зависимость частоты вращения якоря от момента нагрузки) широко
применяемых в быту (в кухонных машинах, электроинструментах, швейных машинах
и т.д.) коллекторных двигателей с последовательным возбуждением резко
нелинейна. При работе двигателя на холостом ходу, т.е. при отсутствии полезной
механической нагрузки, частота вращения якоря максимальна. Приэтом возникает
сильное воздействие двигателя на механическую передачу от якоря к рабочему
органу, что приводит к ее быстрому изнашиванию.
В то же время, частотой
вращения коллекторных двигателей довольно легко управлять изменением
напряжения на них с помощью
;
фазоимпульсноготиристорного [1] илисими-сторного [2J регуляторов.
Однако регуляторы без обратной связи не позволяют автоматически поддерживать
постоянной частоту вращения двигателя при изменении нагрузки.
Точнее всего поддерживать
частоту вращения двигателя можно с помощью регуляторов с индуктивными или фотодатчиками
[31, но их схемы достаточно сложны, а сопряжение датчиков с двигателями в
домашних условиях предсташгает собой трудную конструкторскую задачу.
: Проще всего использовать
для регулировки тот факт, что при увеличении нагрузки происходит увеличение
тока двигателя [4] и снижение напряжения на его якоре [5].
Схема двигателя с ОС по
току наиболее проста. В то же время, этой схеме присущи некоторые недостатки. В
цепи обратной связи для конкретного двигателя и необходимого диапазона
скоростей требуется подбор низкоомного резистора 2...6 Ом с довольно
большой мощностью—до 5...
10 Вт.
Падающее на резисторе
напряжение 2...7 В требует для эффективной работы схемы управления применения
в регуляторе низковольтного стабилитрона на 5...8 В, что, в свою очередь,
затрудняет надежную работу регулятора с широко распространенными тиристорами
КУ 201, КУ202, которые включаются при амплитудном значении импульса отпирающего
напряжения на управляющем электроде равном 5... б В [6].
Устройство, схема которого
приведена на рис.1, позволяет регулировать напряжение (и соответственно частоту
вращения) в пределах от 80 до 190 В на коллекторном двигателе Ml спо-следовательным
возбуждением и с симметрич» но подключенными к якорю полюсными катушками
статора. Сдругойстороны.цепьОСпо напряжению на якоре поддерживает постоянной
(в определенных пределах) частоту враще-
ния двигателя при изменении
нагрузки путем изменения угла включения тиристора
V6.
;
В качестве двигателя
использовался двигатель с потребляемой мощностью до 300 Вт, т.е. с полезной
механической мощностью до 150...180 Вт.
Двигатель Ml питается
от сети 220 В пульсирующим током через диодный мостик на диодах VI ...V4 и тиристор V6. Диод У5 обеспечивает разряд индуктивностей статора
и якоря двигателя при запертом тиристоре V6.
Питание+16 В схемы
управления осуществляется при помощи параметрического стабилизатора на
резисторе R1 и стабилитронах V7, V8. Отпирающий
тиристор V6 ключ собран на элементах V9, V10, R2, R5...R7, СЗ, V11.R11. Элементы V9, VI О, R6, R7 представляют
собой аналог однопереходного транзистора. При заряде конденсатора СЗ и
достижении напряжения, определяемого делителем R6 и R7, транзи-,
сторы V9, VI0 переходят в
проводящее состояние, конденсатор СЗ разряжается и включает через резистор R2 тиристор V6.
Интегрирующие цепочки R3, RIO, C4 и R4, R16, С5 позволяют усреднять и запоминать значения
напряжения, пропорциональные напряжению на якоре при открытом состоянии
тиристора, которые используются для работы схемы управления при закрытом
состоянии тиристора. Чем больше нагрузка на валу двигателя, тем больше
падение напряжения на индук-тивностях LI, L2 и соответственно меньшена-пряжение на якоре, а
значит, и меньше разность потенциалов на базах транзисторов VI2, VI3
дифференциального каскада.
Ток транзистора VI2 становится больше, больше падение напряжения на
резисторе
Rl 2, что приводит к увеличению тока заряда конденсатора
СЗ и соответственно — к уменьшению угла включения тиристора V6 (т.е. увеличению времени открытого состояния
тиристора). Как следствие этого увеличивается напряжение на якоре двигателя.
Снижение частоты вращения при увеличении нагрузки компенсируется, таким образом,
увеличением частоты вращения из-за повышения напряжения на якоре при работе
цепи обратной связи.
Резистор R5 задает минимальное напряжение на двигателе не более
50 В при отключенной обратной связи.
Помехоподавляющие
конденсаторы G1, С2 — типа К73-17, K73-I5, МБМ и им
подобные на напряжение не менее 400 В. Конденсаторы СЗ, С4 и С5 — аналогичных
типов
на напряжение 63 В и 160 В
соответственно.
Наладку схемы можно
проводить измеряя напряжение на двигателе (диоде V5) вольтметром переменного тока. Подбором величины резистора
R8 при верхнем по схеме положении движка резистора R9 добиваются минимального напряжения 80 В на
двигателе при отсутствии механической нагрузки. При установке резистора R9 в нижнее положение на двигателе будет максимальное
напряжение. Коэффициент передачи цепи обратной связи подбирают резистором,R26 так, чтобы при увеличении механической нагрузки на
двигатель напряжение на нем увеличивалось.
ВНИМАНИЕ! Регулятор имеет
непосредст-венныйконтактсэлектросетью. Поэтому при наладке и эксплуатации
соблюдайте особую осторожность и выполняйте требования безопасно-
сти при работе с электроустановками.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|