САЙТ ДЛЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ
Ваш кабинет
На службе : дней


Мы вконтакте

Кто с нами?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчики
Анализ сайта онлайн

Главная » Статьи » Разная аппаратура » Авто-мото

Бесконтактная система зажигания: проверка и устранение неисправностей.

Большинство современных бензиновых двигателей автомобилей как российского, так и зарубежного производства имеют системы зажигания, укоторых прерыватель-распределитель не имеет контактов. Эти системы так и называют - бесконтактными.

Методика проверки бесконтактной системы отличается от общепринятой для классических контактных систем, однако определение большинства ее неисправностей не представляет особых сложностей и может выполняться с использованием обычной лампочки и разрядника либо тестера.

Проверка с помощью лампочки и разрядника

Для начала приведем обобщенную схему системы зажигания с бесконтактным прерывателем-распределителем, оборудованным датчиком Холла. Управление прерывания цепи низкого напряжения таких систем осуществляется транзисторами и другими элементами, расположенными в коммутаторе "3". В первичную цепь катушки зажигания рабочее напряжения поступает при этом не от прерывателя-распределителя, а от транзистора через клеммы коммутатора "4" и "1". В данном случае назначение прерывателя-распределителя заключается в том, чтобы вырабатывать ток небольшой силы и передавать его на клеммы "5" и "6" коммутатора для управления транзистором. От клемм "3" и "6" подается постоянное напряжение питания пластины датчика Холла.

Схема бесконтактной системы зажигания с датчиком Холла
1 - свечи зажигания; 2 - прерыватель-распределитель; 3 - коммутатор; 4 - генератор; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - монтажный блок; 7 - реле зажигания; 8 - катушка зажигания; 9 - датчик Холла; 10 - замок зажигания

Прежде всего, необходимо проверить, выдает ли коммутатор импульсы тока на катушку зажигания. Для этого отсоединяют от катушки зажигания провод, идущий к клемме "1" коммутатора, и подключают наконечник провода к лампочке. Другой провод лампы присоединяют к клемме "+" катушки зажигания, включают зажигание и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. При этом могут наблюдаться два случая.

Первый случай

Если контрольная лампочка не мигает, значит, коммутатор не выдает импульсы тока. Основные причины неисправности могут заключаться в следующем:

Обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с прерывателем-распределителем зажигания.
Для устранения неисправности необходимо зачистить наконечники проводов и заменить поврежденные провода.

Обрыв в проводах подвода питания к коммутатору.
Отсоедините колодку проводов от коммутатора, соедините наконечник провода клеммы "4" (обычно это голубой провод с красной полоской) через лампочку с "массой" и включите зажигание. Если лампочка не горит, следует проверить провода и их соединения от клеммы реле зажигания до клеммы "4" коммутатора. В случае повреждения нужно заменить провода и их наконечники.

Обрыв в первичной обмотке катушки зажигания.
Отсоедините провода от катушки зажигания и через контрольную лампочку соедините клемму "+" катушки зажигания с "плюсом" аккумуляторной батареи, а другую клемму - с "минусом" батареи. Если лампа не горит, это означает, что в первичной обмотке есть обрыв. Такую катушку зажигания необходимо заменить.

Не вращается валик прерывателя-распределителя зажигания.
Снимите крышку прерывателя-распределителя и, провернув коленчатый вал двигателя стартером, проверьте, вращается ли валик. Если нет, то необходимо снять прерыватель-распределитель и заменить поврежденные детали.

Неисправен бесконтактный датчик.
Подключите лампочку к выводам "3" и "6". Включите зажигание и проверните коленчатый вал двигателя. Если лампочка не "мигает", значит, бесконтактный датчик неисправен.

Неисправен коммутатор.
Если предыдущие проверки показали, что провода и прерыватель-распределитель зажигания исправны, то неисправен коммутатор, и его необходимо заменить.

Второй случай

Контрольная лампочка мигает.
Следовательно, цепь низкого напряжения системы зажигания в порядке, а неисправность необходимо искать в цепях высокого напряжения. Прежде всего, нужно осмотреть провода и приборы зажигания и убедиться, что все они сухие и чистые. Для проверки используют разрядник. Он состоит из двух заостренных стержней, зазор между которыми регулируется. Простейший разрядник можно изготовить из двух кусков проволоки (гвоздей), помещенных в прозрачную пластмассовую трубку. К одному из стержней для удобства соединения с проверяемыми деталями припаивается зажим типа "крокодильчик". Для проверки необходимо отсоединить наконечник провода от любой свечи зажигания и соединения его с одним из электродов разрядника, а второй электрод подключить к "массе" автомобиля и установить между электродами разрядника в воздушный зазор 7-10 мм.

Применять метод проверки "на искру", как для классической системы зажигания, категорически не советуем, так как при зазоре между высоковольтным проводом и "массой" больше 10 мм может быть пробита защита коммутатора. Как исключение такая проверка может проводиться только через надежно закрепленную на "массу" свечу зажигания.

Затем следует провернуть коленчатый вал двигателя стартером. При этом можно наблюдать либо слабую искру, плохо пробивающую зазор, либо полное отсутствие искры. В первом случае причиной может быть:

Отсутствие контакта в соединении.
Проверьте провода и надежность их присоединения к свечам и прерывателю-распределителю зажигания, поврежденные провода замените.

Неправильная установка момента зажигания.
Проверьте и отрегулируйте момент зажигания.

Несоответствие норме зазора между электродами свечей зажигания, замасливание свечей.
Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами.

Повреждение свечей зажигания (трещины на изоляторе, выгорание электродов свечи).
Осмотрите свечи, поврежденные замените новыми.

Если же при повороте коленчатого вала двигателя стартером искра отсутствует, это говорит о том, что возможны:

Утечка тока через трещины или прогары в крышке либо токоразносной пластине прерывателя-распределителя зажигания; износ, повреждение или зависание угольного электрода в крышке прерывателя-распределителя зажигания.
В этом случае отсутствует искра при подключении всех проводов свечей зажигания к разряднику, в то время как при подключении к разряднику центрального провода искрообразование нормальное. Значит, следует проверить крышку и ротор прерывателя-распределителя зажигания и состояние угольного электрода. Поврежденные детали заменить.

Обрыв во вторичной обмотке или внутренние разряды в катушке зажигания.
При присоединении к разряднику провода высокого напряжения от катушки зажигания искрообразование отсутствует. Замените катушку зажигания.

Проверка с помощью тестера

Для начала необходимо убедиться в наличии искры на центральном проводе катушки зажигания с помощью разрядника. Если искра отсутствует, определение неисправностей с помощью тестера и устранение их производится в такой последовательности.

Первичная цепь зажигания

Нужно разъединить разъем коммутатора и подсоединить вольтметр к клеммам "1" и "2" (рис.1) колодки. Включите зажигание. Вольтметр должен показать напряжение, равное напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение отличается от нормы, проверьте провод, идущий от выключателя зажигания к клемме "15" катушки зажигания, его соединение, целостность цепи первичной обмотки катушки зажигания и проводов, идущих от клемм "1" и "2" коммутатора. Поврежденные провода замените.

Напряжение питания коммутатора

Разъедините разъем коммутатора и подсоедините вольтметр к клеммам "2" и "4" колодки. Включите зажигание. Вольтметр должен показать напряжение, равное напряжению аккумуляторной батареи. Если напряжение не соответствует норме, отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи, разъедините разъем коммутатора, включите зажигание и измерьте сопротивление цепи между плюсовой клеммой аккумуляторной батареи и выводом "4" коммутатора, а также между минусовой клеммой аккумуляторной батареи и выводом "2" коммутатора. Суммарное сопротивление должно быть равно 0,2 Ом.

Провода питания датчика Холла

Выключите зажигание, не соединяя разъем коммутатора, разъедините разъем импульсного генератора датчика-распределителя. Проверьте омметром целостность проводов, идущих к клеммам "3", "5" и "6" коммутатора. Поврежденные провода замените.

Напряжение питания датчика Холла

Соедините разъемы коммутатора и датчика Холла. Подключите вольтметр к выводам "3" и "5" коммутатора. Включите зажигание. Напряжение должно быть на 1,0-3,5 В меньше, чем напряжение аккумуляторной батареи. Для более точной проверки исправности цепи питания датчика Холла нужно разъединить разъем коммутатора, немного вытянуть из колодки провод, идущий к выводу "5" коммутатора, подключить к клемме провода вывод "-" миллиамперметра, вывод "+" которого соединить с выводом "4" коммутатора. Включите зажигание. Если сила тока питания больше 20 мА, следует заменить датчик Холла. Если же она находится в пределах 3-20 мА, замените коммутатор.

Катушка зажигания

Убедитесь, что пробка в верхней части катушки на месте и нет подтекания заливочной массы. Если пробка выбита из отверстия или имеются следы подтекания, следует заменить катушку зажигания. Сначала проверьте цепь первичной обмотки омметром, подсоединив его к клеммам (рис. 2) катушки зажигания: сопротивление цепи должно быть в пределах 0,6-0,9 Ом. Затем - цепь вторичной обмотки катушки зажигания, подсоединив омметр к леммам катушки. Сопротивление цепи должно находиться в пределах 6,3-9,3 кОм.

Измерение сопротивления обмоток катушки зажигания:
а - вторичной; б - первичной

Датчик Холла

Соедините разъем коммутатора. Подключите вольтметр к выводам "3" и "6" коммутатора (см. рис. 1) Снимите крышку прерывателя-распределителя зажигания и защитный экран. Включите зажигание и поверните коленчатый вал двигателя так, чтобы зуб якоря не находился в межполюсном зазоре магнитного датчика, измерьте напряжение. Оно должно быть равно 0,4 В. Поверните коленчатый вал до захода зуба якоря в межполюсный зазор магнитного датчика и измерьте напряжение. В случае, когда оно меньше 7,5 В, замените датчик Холла. Если же катушка зажигания и датчик Холла исправны, целостность электрической цепи не нарушена, а двигатель при этом не запускается, значит, неисправен коммутатор.

Если при проверке разрядником искра имеется на центральном проводе и отсутствует на свечах, то возможны утечка тока через трещины или прогары в крышке либо токоразносной пластине прерывателя-распределителя зажигания; износ, повреждение или зависание угольного электрода в крышке прерывателя-распределителя зажигания.

Описанные методы позволяют лишь грубо оценить работоспособность коммутатора (выдает он импульсы тока или нет). Параметры импульсов (величину и длительность, форму) проверить данными способами нельзя, а они могут серьезно влиять на работу двигателя, особенно при высокой частоте вращения коленчатого вала. Поэтому более точной является проверка коммутатора на стенде с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов.

Евгений САВИЧ,
профессор кафедры "Техническая эксплуатация автомобилей" БГПА
http://www.asa.minsk.by/


Добавь статью в закладки
Похожие материалы
Категория: Авто-мото | Добавил: Written0760 (05-Янв-2011)
Просмотров: 22471 | Теги: БСЗ | Рейтинг: 1.0/2
Популярные


Последние сообщения с форума:
Тема Дата, время Сообщил Раздел
Помогите найти неисправность в микроволновке Daewoo 22-Окт-2018, 8:13:05 Vialeksej Бытовая аппаратура
Читать
Типичные неисправности блоков питания АТХ 01-Мар-2018, 11:07:17 Sidd Компьютерная техника
Читать
Микшер своими руками 27-Ноя-2016, 1:16:16 maksimushka Аудиоаппаратура
Читать
посторонний предмет в принтере 16-Ноя-2015, 3:23:08 ivanna2004 Оргтехника
Читать
Мультимедийный усилитель на TDA2050 своими руками 23-Апр-2014, 11:39:51 Sergik Аудиоаппаратура
Читать
Универсальные контроллеры автоматики ввода резерва 06-Мар-2014, 5:01:33 Климатпроцессор Продам
Читать
Alesis m1 Active Mk2 09-Янв-2014, 9:37:32 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
видеокарты 7970 27-Апр-2013, 6:56:17 admin1298 Компьютерная техника
Читать
Автоусилитель сабвуферный 625 ( встраиваемый ) 25-Фев-2013, 7:25:30 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
Проблемы с жеским диском 21-Янв-2013, 12:22:08 Written0760 Компьютерная техника
Читать

sxema.ucoz.ua © 2024