Основные
параметры отечественных приборов, применяемых на отечественном же авто и
мото транспорте.
Начну с того, что я, как и
многие другие ИЖеводы, все время обеспокоен проблемой
улучшением экстерьера своего мота. Ни то чтобы это меня сильно беспокоило,
просто у меня хобби такое. Я большой любитель не только покататься, но еще и
повозиться со своей техникой, люблю, знаете ли, гайки покрутить. И вот
занимаясь проектированием новой приборной панели, которая до сих пор не может
принять окончательный вид, для своего «ИЖ-Юпитера4К» я столкнулся с одной
довольно своеобразной проблемой. С одной стороны существует довольно большая
номенклатура различных приборов, но с другой стороны ряд из них рознится по
основным своим параметрам. И вот однажды озадачившись, не по детски, этой
проблемой и проштудировав ряд различной литературы, нарыл следующие
данные. Думаю, данный материал будет интересен многим любителям апгрейда электрочасти своих
железных коней. Начнем с того, что согласно ГОСТа
(какого не помню) все приборы делятся на группы, которым присвоен вполне
конкретный номер, который указывается на самом приборе или в его тех.
паспорте.
Основные группы приборов.
3801 – компактный блок
указателей; 3802 – спидометры; 3805 – щиток корпусных приборов; 3811 –
амперметры; 3812 – вольтметры; 3813 – аналоговые (стрелочные)
тахометры; 3919 – гибкие валы привода спидометра.
Зная это можно как
минимум определить назначение прибора, прочитав лишь его обозначение по
каталогу. Следуя дальше необходимо заметить то, что не все приборы даже одной
группы могут быть взаимозаменяемыми. Различия могут касаться не только их
габаритов и вариантов подключения к бортовой сети, но и по источникам получения
показаний или их конвертации. Так, например
тахометры могут получать управляющий сигнал, как от системы зажигания, так и от
фазового вывода генератора. Тахометры, работающие от «фазы» генератора не
взаимозаменяемы, так как мощность, сила тока и напряжение генераторов может
значительно розниться. Напротив, с тахометрами получающих импульсы от системы
зажигания условно можно назвать взаимозаменяемыми, но только необходимо
учитывать такую вещь как количество импульсов (вспышек), выдаваемых системой за
один оборот коленвала двигателя. Из сказанного
следует, что автомобильный тахометр установленный, например на «ИЖ-Планета» будет занижать фактические показания ровно в два
раза, так как его система зажигания выдает одну вспышку за оборот коленвала, в то время как автомобильный двигатель получает
две вспышки. Конечно, человек, разбирающийся в электронике, возможно и сможет
перенастроить его внутреннюю схему, но… это тема отдельной статьи и надеюсь, что
кто ни будь, когда ни будь, напишет нечто подобное, так как сам я не особо силен
в этом вопросе, а нести чушь нет ни какого желания.
Отечественные
тахометры, работающие от системы зажигания |
Модель |
Исполнение |
Применяемость |
ТХ-148 |
125 |
ЗИЛ |
ТХ-193 |
98 |
ВАЗ-03,
-06, -21 |
ТХ-200 |
б/к |
АЗЛК-2141,
ИЖ-2126 |
24.3813 |
б/к |
ВАЗ-07 |
45.3813 |
б/к |
ВАЗ-099,
-083 |
37.3813 |
б/к |
ВАЗ-21213,
2131 |
33.3813 |
б/к |
ВАЗ-2110 |
35.3813 |
б/к |
«Газель»
|
Примечание: здесь и далее по тексту б/к – безкорпусное
исполнение прибора.
Намного проще ситуация с подбором спидометра. Тут
основным показателем является общее передаточное отношение его редуктора. Так
спидометр с передаточным отношением 1000 установленный вместо 624 будет
показывать скорость в 1.6 раза меньше реальной, а пройденный путь одометр будет
исчислять милями (1609
км.). Так же следует учесть существующие различия в
совместимости самих спидометров и гибких валов их привода.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|