СОВМЕСТИМОСТЬ С МОНО И
СТЕРЕОРЕЖИМАМИ
Записи для
матричного или многоканального радиовещания должны воспроизводиться также в
моно- и стереорежимах, т. е. в этих режимах ни одна часть записанной программы
не должна быть потеряна или ухудшена по сравнению с другими частями. Эта
совместимость также важна и при воспроизведении грамзаписи. Пластинки СД-4 по
природе кодирования имеют полную совместимость с монофоническим и
стереофоническим режимами воспроизведения. Матричные пластинки в этом отношении
менее удобны (см. гл. 7), так как у них изменяется степень совместимости,
особенно в монорежиме. Например, матричные SQ-записи при монофоническом
воспроизведении теряют центральный задний сигнал, поэтому во время записи солисты
не находятся в этом месте. При воспроизведении SQ-записи в двухканальном
стереорежиме образы, создаваемые задними каналами, располагаются между двумя
громкоговорителями, а при воспроизведении записи по методу QS задние сигналы,
находящиеся в противофазе, создают звуковые образы за пределами расположения
двух громкоговорителей. При наличии фронтального перекрестного смешивания
общий эффект вполне благоприятен. Однако не следует ожидать особенно хорошего
результата, когда квадрафоническая грампластинка воспроизводится в режимах
моно и стерео. Стереофонические и монофонические пластинки в этом случае
создают лучшее впечатление. Точно такой же эффект получается от
стереопластинкн во время воспроизведения в монофоническом режиме. Неизбежны
некоторые потери при воспроизведении записей, предназначенных для системы 4-2-4,
с помощью систем 4-2-2 или 4-1-1, но новая техника записи должна уменьшить эти
недостатки.
Звуковая
картина, которая создается у слушателя при воспроизведении записанной
программы системами 4-4-4, 1-1-1 и 2-2-2, показана на рис. 1, б, в, г относительно
оригинальной звуковой картины, представленной на рис. 1, а, где различными
символами обозначены разные звуковые точки. Очевидно, что цель систем 4-4-4 или
4-2-4 — воссоздать первоначальную звуковую картину в комнате прослушивания
вместе с эффектами окружающей среды и реверберации по окружности 360°, как
показано на рис. 1, б. Моновоспроизведение представлено на рис. 1, в, где
звук эффективно сжат в «туннель» и лишен пространственных отношений и
естественных звуков окружающей среды. Стереофоническое воспроизведение показано
на рис. 1, г.
Естественно,
что разница между звуковыми картинами а и г очень велика, а степень совпадения
картин а и б зависит от эффективности кодирования и числа компромиссных
решений, которые допущены в системе. В четырехканальной системе меньше компромиссных
решений, чем в двухканальной, поэтому метод 4-4-4 имеет большие возможности,
чем метод 4-2-4. Имеет значение полоса пропускания: в четырехканальной системе
она в два раза шире, чем в двухканальной. Однако не следует думать, что
система 4-4-4 воссоздает самую точную звуковую кар тину.
Рис. 1. а — точечные
источники звука, ощущаемые слушателем в оригинальной звуковой картине; б — местоположение
точечных источников, когда воспроизведение осуществляется с помощью идеальной
четырехканальной системы; в — ощущение звуковой картины при монофоническом
воспроизведении, где локализации нет совсем; г — картина, которая создается
при стереофоническом воспроизведении
1 — монофонический громкоговоритель; 2 — фронтальные
громкоговорители; 3 — тыловые громкоговорители; 4 — стереофонические
громкоговорители
Многое
зависит от того, как используется дополнительная полоса пропускания. Если
существует значительная избыточность, то часть полосы не используется и
система 4-2-4 будет обеспечивать такой же результат. Если основываться на системах, использующих только
амплитуду для показа направленности звука, то достаточно трех каналов для
пантофонического звучания и четырех каналов для перифонического звучания,
включая высокочастотную составляющую.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|