ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Yamaha NS-10M демонстрирует коэффициент гармонических искажений и импульсные характеристики, которые лучше средних характеристик мониторов данной категории. Однако результатом тестирования в безэховых условиях стала далеко не безупречная частотная характеристика; отклонения от "идеальной" АЧХ составляют + /-5 дБ в диапазоне частот от 85 Гц до 20 кГц.
На рисунке 4 показана частотная характеристика "идеального" монитора, имеющего схожие размеры с Yamaha NS-10M, при расположении его в двух разных акустических средах. Сплошной линией обозначена частотная характеристика драйвера и корпуса в свободном пространстве, а пунктирной линией - частотная характеристика того же самого драйвера и корпуса, установленных заподлицо в "бесконечной" стене. Характеристика монитора, установленного заподлицо в стену, представляет собой сравнительно плоскую кривую в широком диапазоне частот. А вот частотная характеристика при расположении его в свободном пространстве показывает кривую в виде перевернутой буквы "V", о чем уже говорилось выше. Отсюда вывод, что если мониторы NS-10M вмонтировать заподлицо в стену, то это должно привести к сглаживанию их частотных характеристик. Это соответствует изначальному предназначению этих акустических систем, так как в качестве бытовой акустики они должны были монтироваться в мебель, встраиваемые полки, шкафы и т. п. Характеристики этих мониторов при типичных для них условиях работы - расположении на метербридже микшерного пульта - не будут соответствовать ни одной из вышеуказанных характеристик, а будут находиться где-нибудь между ними.
Сравнение графиков, изображенных на рисунках 5 и 6, демонстрирует типичное изменение в частотной характеристике NS-10М после того, как они устанавливаются на реальном микшерном пульте. Данные измерения проводились вне какой-либо связи с помещением. Мониторы, пульт и микрофон подвешивались с помощью лебедки на расстоянии 4-х метров от земли и минимум 4-х метров от ближайшей стены. Микрофон находился от монитора на расстоянии в 1,2 метра. На рисунке 7 показаны результаты тех же измерений, но повторенные в помещении, весьма близко моделирующем типичную контрольную комнату студии звукозаписи. Если считать правилом "чем более гладкая частотная характеристика, тем лучше монитор", то с этой точки зрения нарастание искажений в характеристиках, изображенное на рисунке 5, говорит о полной бесполезности мониторов NS-10M. Но в действительности "энэски" в таких условиях мониторинга были широко приняты во всем мире как самый лучший вариант из почти всех моделей мониторов. Если учесть, что любые мониторы в подобных обстоятельствах также страдали бы от внесения подобных искажений частотных характеристик, то напрашивается вывод - неплоская частотная характеристика мониторов Yamaha NS-10M при монтаже их в типичную студийную среду контрольной комнаты становится более плоской и гладкой. Это приводит к мысли, что форма частотной характеристики в виде "целевой функции" является особенно важной. Понятие целевой функции использовалось в течение десятилетий при конструкции сетей кроссовера, где целью конструирования фильтра кроссовера является учет характеристик драйвера с целью достижения желаемых акустических характеристик перед корпусом монитора. Отсюда вопрос: является ли гладкая частотная характеристика мониторов, находящихся в свободном поле, настолько важной, если в жизни условия инсталляции и монтажа этих мониторов всегда будут вносить существенные искажения этих характеристик?
Становится ясно, что действительно трудно сделать монитор, который бы отвечал заданным техническим характеристикам, ведь изменчивость этих характеристик слишком широка. Сравните, например, акустические параметры контрольной комнаты и обычной жилой квартиры. Но мониторы Yamaha NS-10M при обычном использовании в контрольных комнатах оказались достаточно удачными при работе в ближнем поле, чтобы сделать одну такую конструкцию обобщенно приемлемой.
Другой очень существенный аспект эксплуатационных показателей мониторов NS-10M замечен на графике дискретных пошаговых характеристик на рисунке 3b (N№ 36). Ни один из мониторов, характеристики которых видны на рисунке 3, не показывает более короткого времени затухания по низким частотам, чем NS-10M; как правило, такого быстрого затухания обычно добиваются только в больших высококачественных полнодиапазонных мониторных системах.
Интересно заметить, что единственным монитором, который до появления "энэсок" наиболее близко подошел к эталонному стандарту в мире микширования и сведения поп- и рок-музыки, был "звуковой куб" Auratone 5C, характеристика которого показана на рисунках 1a (N№ 9), 2a (N№ 9) и 3a (N№ 9). Если не принимать во внимание пики в районе 8 и 12 кГц, то его общая частотная характеристика по характеру близка к характеристике монитора NS-10M.
При профессиональном использовании небольшой спад высокочастотной характеристики, который прослеживается у NS-10M, рассматривается как желаемая частотная характеристика. Частично это связано с дополнительным всплеском при частом использовании в студиях более высоких уровней звукового давления, со снижением эффекта усталости от прослушивания, с верой в то, что погрешности в более высоких частотах при звукозаписи более терпимы, и (в свете опыта) с тем, что такие характеристики при мониторинге приводят к более желательной сбалансированности записей в их окончательном варианте.
Очень важным также является то, что многие из испытанных мониторов показывают довольно длительное время затухания частот (рис. 3) как из-за использования отражающих корпусов, так и из-за использования электронных защитных фильтров. Часто это делают в попытке добиться расширения низкочастотных характеристик на сравнительно высоких уровнях звукового давления, чего трудно добиться в мониторах с небольшим объемом корпусов. Недавняя работа, проведенная в ISVR по слышимости высокопропускной защитной фильтрации, дает возможность предположить, что фильтры, действующие на частоте выше 30 Гц, воспринимаются на слух как звуковая окраска. Мастеринг-инженеры постоянно жалуются на то, что мастер-ленты, которые они получают из недостаточно оборудованных студий, имеют одну общую проблему: из-за достаточно слабого мониторного контроля бас-бочка и бас-гитара сводятся в неправильном балансе, а это уже невозможно исправить с помощью эквализации на более позднем этапе - этапе мастеринга. Вполне очевидно, что этот дисбаланс возникает вследствие проблем, связанных с временными характеристиками в микшерской среде на низких частотах.
Во время сведения инжнеры звукозаписи часто хотят слышать чистый средний диапазон, потому что именно в этом диапазоне многие инструменты соперничают друг с другом за место. Правильное сбалансирование инструментов в этом диапазоне создает хорошую основу для всего микса. И вот как раз подъем АЧХ в среднем диапазоне у мониторов Yamaha NS-10M облегчает решение этой задачи. А быстрое время затухания в области низких частот, что также проявляется у мониторов NS-10M, способствует правильному сбалансированию бас-бочки и бас-барабана. Побочным эффектом может быть разве что не совсем правильный баланс между низкими и средними частотами, но на этапе мастеринга этот недостаток без проблем исправляется с помощью эквализации (если, конечно, это потребуется).
ВЫВОДЫ
Из представленного исследования и опыта использования мониторов Yamaha NS-10M можно сделать следующие выводы:
частотные характеристики мониторов NS-10M, находящихся в "свободном поле", в обычной "среде обитания" обеспечивают такое качество, которое признано многими специалистами звукозаписи нужным для сведения поп- и рок-музыки;
основными характерными особенностями мониторов NS-10M являются: приподнятый среднечастотный диапазон, мягкое сглаживание по краям частотного диапазона, самое быстрое затухание низких частот, причем последнему способствует сглаживание (спад) 12 дБ/октаву корпуса в виде закрытого ящика;
временные характеристики показывают, что импульсные характеристики у них выше среднего, что означает хорошее воспроизведение переходных процессов; многие отмечают "рок-н-ролльный пробой" NS-10M;
характеристики искажений также выше средних для мониторов такого размера;
выходной уровень звукового давления позволяет использовать их для студийного мониторинга в ближнем поле с достаточной надежностью;
многие характеристики мониторов NS-10M повторяют характеристики хороших мониторных систем большего размера, установленных в контрольных комнатах, поэтому они признаются многими специалистами звукозаписи в плане совокупности их характеристик.
они служат инструментами достижения хорошо сбалансированного микса; примечательно, как много людей используют их в студиях, не используя их для домашнего прослушивания.
Тесты мониторов, показанные на рисунках 1-3, оплачивались и проводились от имени журнала "Studio Sound" в рамках продолжающейся серии объективного тестирования мониторов.
Филип Р. Ньюэлл - консультант, Испания.
Кейт Р. Холланд - ISVR, Саумпгентонский университет, Великобритания.
Джулиус Ф. Ньюэлл - независимый инженер аудиосистем, Великобритания.