Контроль исправности ламп автомобиля
Карпенко
В
Обычно, в «породистых»
автомобилях для контроля исправности ламп фар применяются токовые реле, низкоомные
обмотки которых включаются в разрыв цепей питания ламп. В любительских условиях
тоже можно использовать токовые реле, покупные или самодельные, например, сделанные
из маломощных герконов. Об этом было несколько статей в различной литературе- Но
недостаток данного способа проверки в том, что нужно нарушать целостность провода,
по которому поступает ток на лампу. Часто это нежелательно.
Другой способ -
контроль исправности ламп не по току через них, а по свету, который они излучают.
Здесь не нужны токовые реле, а роль датчиков играют фототранзисторы. Именно
такой способ лежит в основе схемы, здесь представленной.
В простейшем варианте
можно установить возле ламп по фототранзистору, с дополнительным усилительным
каскадом, а провод от них вывести на приборную панель, на которой установить индикаторный
свето-диод. Такая схема показана на рисунке 1.
Датчик из фототранзистора
VT1 и транзистора VT2 устанавливается возле каждой лампы, исправность которой нужно
контролировать. По питанию датчик подключается параллельно пампе, с учетом полярности.
Через диод VD1 датчик связан с однопровод-ной линией, по которой он связан с инди-которным
светодиодом. Линия и светодиод общие для любого числа датчиков.
Пока лампа не включена
транзистор VT2 закрыт (так как на него не поступает питание), и светодиод не горит
{во всяком случае от этого датчика). При включении фары питание поступает на лампу,
а с ней и на датчик. Если лампа зажглась фототранзистор VT1 открывается и шунтирует
базовую цепь VT2, удерживая его закрытым. Светодиод не горит. А вот, если напряжение
на лампу было подано, но она не загорелась фототранзистор VT1 не открывается и
не шунтирует базовую цепь VT2. За счет тока через R1 VT2 открывается и включает
светодиод.
Таким образом, светодиод
горит только тогда, когда напряжение на лампу подано, но она не загорелась. Важное
достоинство в том, что для связи всех датчиков, сколько бы и ни было используется
всего один провод. А недостаток - светодиод показывает, что одна из ламп перегорела,
но не поясняет какая именно. Впрочем, в этом и так несложно разобраться. Главное
вовремя получить предупреждение.
На рисунке 2 показан
более сложный вариант такой схемы. Здесь индикатором перегорания ламп служит миниатюрный
динамик. Его звучание различно для разных
ламп, что позволяет человеку с достаточно развитым слухом легко обнаружить какая
именно лампа перегорела.
Каждый датчик состоит
из фоторанзистора и схемы генератора прерывающихся звуко-частотных импульсов на
микросхеме К561 ЛА7. Настроив частоту импульсов и частоту их прерывания для каждой
лампы по-разному, можно «звучание ламп» сделать узнаваемым.
Когда напряжение
на лампу подано, и лампа горит, фототранзистор VT1 открыт и на выводе 1 D1.1 установлено
напряжение низкого уровня. Поэтому, оба мультивибратора заблокированы в состоянии
с логическим нулем на выходе D1.4. Транзистор VT2 так же закрыт.
Если напряжение
на лампу было подано, но она не загорелась, - фототранзистор VT1 закрыт и напряжение
на выводе 1 D1.1 опредепяется только резистором R1. Поэтому на выводе 1 D1.1 - единица.
Оба мультивибратора работают и генерируют пачки звукочастотных импульсов, которые
поступают на базу VT2, и через соединительную линию, - на динамик. Раздается прерывистый
звук.
Все датчики, так
же как и схеме на рис. 1, подключаются к индикатору (в данном случае, к микродинамику
В1) по одному проводу.
Датчики по рисунку
2 собраны на одинаковых печатных платах, одна из которых показана на рис 3.
Фототранзисторы,
в обоих случаях, нужно расположить так, чтобы на их линзы свет от ламп поступал,
но снаружи поступления света на них было минимальным.
Налаживание схемы,
показанной на рисунке 1, заключается в подборе сопротивления R1 так, чтобы когда
лампа горит светодиод HL1 не светился вовсе (не должно быть даже слабого свечения),
но когда питание на лампу подано, но лампа не горит, - светодиод горел ярко, даже
если на фару попадает яркий солнечный свет или свет от фар встречного автомобиля
Аналогично подбирается
сопротивление R1 в схеме на рисунке 2.
Частоту прерывания
звука можно установить подбором сопротивления R2, а тон звучания, - R3 (на схеме
указаны пределы).
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|