САЙТ ДЛЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ
Ваш кабинет
На службе : дней


Мы вконтакте

Кто с нами?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчики
Анализ сайта онлайн

Главная » Файлы » Схемы » Авто- мото-

Контроль исправности ламп автомобиля
01-Июн-2011, 10:57:14

Контроль исправности ламп автомобиля

Карпенко В

Обычно, в «породистых» автомобилях для контроля исправности ламп фар применя­ются токовые реле, низкоомные обмотки ко­торых включаются в разрыв цепей питания ламп. В любительских условиях тоже можно использовать токовые реле, покупные или самодельные, например, сделанные из мало­мощных герконов. Об этом было несколько статей в различной литературе- Но недоста­ток данного способа проверки в том, что нужно нарушать целостность провода, по ко­торому поступает ток на лампу. Часто это нежелательно.

Другой способ - контроль исправности ламп не по току через них, а по свету, который они излучают. Здесь не нужны токовые реле, а роль датчиков играют фототранзисторы. Именно такой способ лежит в основе схемы, здесь представленной.

В простейшем варианте можно установить возле ламп по фототранзистору, с допол­нительным уси­лительным каска­дом, а провод от них вывести на приборную па­нель, на которой установить инди­каторный свето-диод. Такая схе­ма показана на рисунке 1.

Датчик из фототранзистора VT1 и транзис­тора VT2 устанавливается возле каждой лампы, исправность которой нужно контроли­ровать. По питанию датчик подключается па­раллельно пампе, с учетом полярности. Че­рез диод VD1 датчик связан с однопровод-ной линией, по которой он связан с инди-которным светодиодом. Линия и светодиод общие для любого числа датчиков.

Пока лампа не включена транзистор VT2 закрыт (так как на него не поступает пита­ние), и светодиод не горит {во всяком случае от этого датчика). При включении фары пи­тание поступает на лампу, а с ней и на дат­чик. Если лампа зажглась фототранзистор VT1 открывается и шунтирует базовую цепь VT2, удерживая его закрытым. Светодиод не горит. А вот, если напряжение на лампу было подано, но она не загорелась фототранзис­тор VT1 не открывается и не шунтирует базовую цепь VT2. За счет тока через R1 VT2 открывается и включает светодиод.

Таким образом, светодиод горит только тогда, когда напряжение на лампу подано, но она не загорелась. Важное достоинство в том, что для связи всех датчиков, сколько бы и ни было используется всего один провод. А недостаток - светодиод показывает, что одна из ламп перегорела, но не поясняет какая именно. Впрочем, в этом и так несложно разобраться. Главное вовремя получить пре­дупреждение.

На рисунке 2 показан более сложный ва­риант такой схемы. Здесь индикатором пере­горания ламп служит миниатюрный динамик. Его звучание   различно для разных ламп, что позволяет человеку с достаточно развитым слухом легко обнаружить какая именно лампа перегорела.

Каждый датчик состоит из фоторанзистора и схемы генератора прерывающихся звуко-частотных импульсов на микросхеме К561 ЛА7. Настроив частоту импульсов и частоту их прерывания для каждой лампы по-разно­му, можно «звучание ламп» сделать узнава­емым.

Когда напряжение на лампу подано, и лампа горит, фототранзистор VT1 открыт и на выводе 1 D1.1 установлено напряжение низкого уровня. Поэтому, оба мультивибра­тора заблокированы в состоянии с логичес­ким нулем на выходе D1.4. Транзистор VT2 так же закрыт.

Если напряжение на лампу было подано, но она не загорелась, - фототранзистор VT1 закрыт и напряжение на выводе 1 D1.1 опредепяется только резистором R1. Поэтому на выводе 1 D1.1 - единица. Оба мульти­вибратора работают и генерируют пачки звукочастотных импульсов, которые посту­пают на базу VT2, и через соединительную линию, - на динамик. Раздается прерывис­тый звук.

Все датчики, так же как и схеме на рис. 1, подключаются к индикатору (в данном случае, к микродинамику В1) по одному проводу.

Датчики по рисунку 2 собраны на одинако­вых печатных платах, одна из которых пока­зана на рис 3.

Фототранзисторы, в обоих случаях, нужно расположить так, чтобы на их линзы свет от ламп поступал, но снаружи поступления света на них было минимальным.

Налаживание схемы, показанной на рисунке 1, заключается в подборе сопротивления R1 так, чтобы когда лампа горит светодиод HL1 не светился вовсе (не должно быть даже слабого свечения), но когда питание на лампу подано, но лампа не горит, - свето­диод горел ярко, даже если на фару попа­дает яркий солнечный свет или свет от фар встречного автомобиля

Аналогично подбирается сопротивление R1 в схеме на рисунке 2.

Частоту прерывания звука можно устано­вить подбором сопротивления R2, а тон зву­чания, - R3 (на схеме указаны пределы).

Добавь статью в закладки
Похожие материалы
Категория: Авто- мото- | Добавил: Written0760 | Теги: исправности, автомобиля, контроль, Авто- мото-, ламп
Просмотров: 5429 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Популярные


Последние сообщения с форума:
Тема Дата, время Сообщил Раздел
Помогите найти неисправность в микроволновке Daewoo 22-Окт-2018, 8:13:05 Vialeksej Бытовая аппаратура
Читать
Типичные неисправности блоков питания АТХ 01-Мар-2018, 11:07:17 Sidd Компьютерная техника
Читать
Микшер своими руками 27-Ноя-2016, 1:16:16 maksimushka Аудиоаппаратура
Читать
посторонний предмет в принтере 16-Ноя-2015, 3:23:08 ivanna2004 Оргтехника
Читать
Мультимедийный усилитель на TDA2050 своими руками 23-Апр-2014, 11:39:51 Sergik Аудиоаппаратура
Читать
Универсальные контроллеры автоматики ввода резерва 06-Мар-2014, 5:01:33 Климатпроцессор Продам
Читать
Alesis m1 Active Mk2 09-Янв-2014, 9:37:32 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
видеокарты 7970 27-Апр-2013, 6:56:17 admin1298 Компьютерная техника
Читать
Автоусилитель сабвуферный 625 ( встраиваемый ) 25-Фев-2013, 7:25:30 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
Проблемы с жеским диском 21-Янв-2013, 12:22:08 Written0760 Компьютерная техника
Читать

sxema.ucoz.ua © 2024