САЙТ ДЛЯ РАДИОЛЮБИТЕЛЯ
Ваш кабинет
На службе : дней


Мы вконтакте

Кто с нами?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчики
Анализ сайта онлайн

Главная » Файлы » Схемы » Авто- мото-

Подогреватель двигателя и его улучшения
01-Июн-2011, 10:12:26

ЛАМПОВЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ С ТАЙМЕРОМ

Горчук НВ.

В моем автомобиле есть светодиод­ные электронные часы-будильник, в задан­ное время издающие довольно громкий прерывистый звуковой сигнал, длящийся одну минуту. Вот эти часы можно и исполь­зовать как устройство запуска таймера. Микрофонный датчик, услышав их сигнал, должен включить лампу. Одновременно с этим должен запуститься таймер, отрабаты­вающий время около 2,5-3 часов. Этот таймер должен выключить лампу через 2,5-3 часа после её включения по сигналу будиль­ника. И еще одна вещь, - в мороз лампа накаливания, включаемая на полную мощ­ность может перегореть (неоднократно был свидетелем такого случая), поэтому, на лампу нужно подавать пониженное напряже­ние, например, через диод.

Кроме всего прочего, данное устройство может включаться и от сигнала мобильного телефона, реагируя на звук его звонка.

Принципиальная схема устройства, рабо­тающего вышеизложенным образом, пока­зана на рисунке в тексте. Акустическим дат­чиком здесь служит электретный микрофон М1. Он обладает значительно большей чувствительностью чем пъезоэлемент, поэто­му его не нужно прикреплять к корпусу источ­ника звука (будильника или сотового теле­фона), достаточно лишь поместить в салоне автомобиля вместе с источником звука.

Таймер выполнен на микросхемах D1 и D2. Такая схема таймера в разных вариантах неоднократно была представлена на страни­цах «Радиоконструктра» и других журналов. Исходным считается то состояние, когда счетчик D2 находится в состоянии 8192. При этом на его выводе 3 имеется логическая единица. Эта единица блокирует мультивиб­ратор D1.3-D1.4 и инвертируясь в D1.2 закрывает транзисторный ключ VT3-VT4, на выходе которого имеется реле для включе­ния лампы Н1.

Питание на логическую схему поступает от прикуривателя автомобиля через разъем Х1

Чтобы включить лампу нужно обнулить счетчик D2. Должен раздаться звук, доста­точной громкости. Переменное напряжение с электретного микрофона М1 поступает на усилительный каскад на VT1, выполненный по схеме с общим эмиттером. Далее следует детектор на диодах VD1 и VD2. Он выпрям­ляет усиленный транзистором VT1 низкочас­тотный сигнал, и на конденсаторе С4 возни­кает постоянное напряжение. Как только это напряжение достигает порога открывания транзистора VT2, на его коллекторе возника­ет напряжение логического нуля. На выходе инвертора D1.1 - логическая единица, кото­рая обнуляет счетчик D2. Единица на этом выходе будет периодически появляться в течении минуты, пока работает звуковой сигнал будильника (или в течении времени, пока звучит звонок мобильного телефона).

Нуль, возникший на выводе 3 D2 запускает мультивибратор на элементах D1.3-D1.4, импульсы с выхода которого поступают на вход «С» счетчика D2, а единица с выхода D1.2 открывает транзисторный ключ VT3-VT4, который, посредством реле Р1 включает лампу накаливания Н1 Напряжение на лампу поступает через диод VD4, поэтому эффективное значение напряжения на ней составляет 180V. Пониженное напряжение спасает лампу от быстрого перегорания при включении при отрицательной температуре.

После того как прекращается звучание бу­дильника или мобильного телефона на вы­воде 11 D2 устанавливается логический ноль и счетчик получает возможность считать считать импульсы, поступающие на него от мультивибратора. При частоте импульсов, генерируемых мультивибратором D1.3-D1.4, равной 0,7 Hz логическая единица на выводе 3 D2 возникает примерно через три часа. Точность установки данного времени невы­сока, так как зависит от стабильности пара­метров RC-цепи R5-C5, которые существен­но изменяются под действием температуры. Но, в данном случае не столь важно, 2 часа 50 минут или 3 часа 10 минут будет гореть лампа. Важно, что этого времени достаточно для прогрева и просушки подкапотного пространства автомобиля чтобы обеспечить уверенный пуск двигателя.

И так, после того как счетчик D2 сосчитает 8192 импульса, на его выводе 3 возникнет логическая единица, которая заблокирует мультивибратор D1.3-D1.4, на выходе D1.2 возникнет логический ноль, закрывающий ключ VT3-VT4, и выключающий посредством реле Р1 лампу накаливания. Схема вер­нется в исходное состояние.

Конструкция и детали. Электретный микро­фон М1 типа НМО1003А можно заменить любым другим электретными микрофоном, при его подключении нужно учесть, что контактная площадка, отмеченная «+» должна быть подключена к точке соединения R1 и С1. Отрицательная площадка - на общий минус. При использовании другого электретного микрофона может потребо­ваться корректировка сопротивления R1, так чтобы получить ток через микрофон, обес­печивающий достаточную чувствительность (для НМО1003А это 0,7-0,9 тА).

Транзисторы КТ3102 - любые n-p-п тран­зисторы малой мощности, общего примене­ния, например, КТ315. Транзистор КТ815 -любой из серии КТ815, КТ817, КТ604.

Диоды Д9 - любые Д9 или Д2, Д18, Д20, ГД507 и другие германиевые маломощные. Можно попробовать и кремниевые диоды, но я не пробовал.

Диод КД521 - любой кремниевый, диод VD4 должен соответствовать мощности лампы и напряжению в сети. Чтобы обеспечить доста­точную надежность, для лампы мощностью 100W нужно выбрать диод на ток не менее 0,5А, ну и на обратное напряжение он должен быть не ниже 300V.

Электромагнитное реле Р1 - это стандарт­ное реле звукового сигнала автомобилей типа ВАЗ-2108-099. На схеме контакты этого реле обозначены соответственно тому, как они подписаны на корпусе реле.

Микросхему типа К561ЛЕ5 можно заменить на ИМС типа К561ЛА7, но это потребует некоторых изменений. Нужно будет вывод 12 D1.2 отключить от соединенных вместе выводов 5-6 D1.2 и 3 D2 и подключить к выводу 4 D1.2. Таким образом, мультивибра­тор будет блокироваться не логической единицей, а логическим нулем.

Счетчик К561ИЕ16 можно заменить каким-то импортным аналогом.

Схема, вместе с микрофоном, собрана в пластмассовой коробке (мыльнице) объем­ным монтажом (на клею «Момент-1М»), и расположена в автомобиле (положена на переднее сиденье). Реле находится за пре­делами автомобиля.

Лампа накаливания подвешена за балку крыши гаража, и висит в открытом подка­потном пространстве, на расстоянии 10-20 см от двигателя и аккумулятора, но ни к чему не прикасается.

 

Улучшенный ламповый подогреватель двигателя

Борисов АН.


В предыдущей публикации предлагается описание весьма интересного устройства для предва­рительного подогрева пространства в мотор­ном отсеке автомобиля, в зимнее время. Очень оригинально применение в качестве нагревателя лампы накаливания на 220V, и автомобильных электронных часов-будильника или сотового телефона для запуска схемы.

Но, у схемы этого устройств есть несколько недостатков.

Во-первых, лампа накаливания, которая служит нагревателем, сильно подвержена перегоранию, так как она работает на морозе и при повышенной влажности. Предложенное в предыдущей публикации понижение действующего на ней напряжения за счет последовательно вклю­ченного диода помогает мало, так как ток на нить накала по-прежнему подается рывком.

Во-вторых, логическая схема построена так, что первое включение лампы происходит сразу же после подключения блока в прику­риватель автомобиля. То есть, первое вклю­чение лампы происходит в момент включе­ния. В результате лампа горит лишние три часа, без необходимости нагревая и без того горячий двигатель только что поставленного в гараж автомобиля, и впустую расходуя электроэнергию и собственный ресурс

Модернизированная схема показана на рисунке в тексте. От описанной в предыдущей публикации. она отличается наличием дополнительного RS-триггера на микросхеме D3 и схемы плавного зажигания лампы на микросхеме А1.

В момент включения питания RS-триггер, выполненный на двух элементах микросхемы D3, зарядным током емкости С6 устанавливается в единичное устойчивое состояние. Логическая единица с выхода D3.2 посту­пает на один из входов D1.2 и фиксирует его. Теперь на выходе D1.2 - логический ноль. Транзистор VT3 закрыт, реле К1 обесточено, и его нормально-замкнутые контакты замы­кают цепь управления регулятора мощности на А1. Лампа HL1 выключена.

При включении и установке данного устройства, как рекомендовано в предыдущей публикации на переднее сидение автомобиля, невозможно не вызвать срабатывания акустического дат­чика. Но здесь это не является помехой, так как первое после включения питания срабатывние не приводит к включению лампы. Напряжение 34 с микрофона М1 поступает на транзисторный усилитель на VT1, детек­тируется в VD1-VD2, и формируется в хаоти­ческие импульсы ключом VT2. Счетчик D2 обнуляется этими инвертированными им­пульсами. Затем начинается трехчасовой отсчет времени, но лампа не включается так как элемент D1.2 заблокирован триггером D3.1-D3.2. Спустя это время на выходе «8192» счетчика возникает логическая еди­ница, которая устанавливает RS-триггер в нулевое состояние

При следующем срабатывании включится лампа, так как на оба входа D1.2 поступят логические единицы. Транзисторный ключ на VT3 откроется, и   маломощное реле   К1

разомкнет свои нормально-замкнутые кон­такты. Цепь управления микросхемы А1 будет разомкнута и конденсатор С7 станет медленно заряжаться током цепи управле­ния. При этом, лампа накаливания будет медленно разгораться, пока не достигнет почти номинальной яркости. Благодаря этому медленному разгоранию, скачек тока при включении лампы отсутствует. Нить накала разогревается плавно, постепенно повышая свое сопротивление и температуру внутри баллона лампы. В результате, вероятность перегорания лампы сведена к минимуму.

Использование электромагнитного реле К1 для управления регулятором мощности на ИМС А1 обусловлено желанием обеспечить полную гальваническую развязку между системами автомобиля и электросети (управ­ляющая схема питается от автомобильного аккумулятора через разъем прикуривателя).

На схеме марка микрофона показана услов­но. В реальном устройстве использован миниатюрный электретный микрофон без маркировки, поэтому точно сказать какой он я не могу. Но здесь годится практически любой электретный микрофон с двумя выводами. Подключая его, соблюдайте полярность.

Электромагнитное реле типа WJ118. Мож­но использовать практически любое мало­мощное реле с обмоткой на 12V и переклю­чающими контактами.

Практически вся схема собрана на макетной печатной плате и помещена в корпус, кото­рым служит пластмассовая коробка от игральных шашек (сами шашки уже давно пошли на кнопки, ручки и ножки для других моих электронных поделок). Микрофон рас­положен на плате и находится внутри кор­пуса. Никаких отверстий в корпусе для него не сделано, - его чувствительности доста­точно, чтобы воспринимать звуки через стенки корпуса.

В моем автомобиле нет электронных часов - будильника, поэтому для запуска таймера я использую старые наручные электронные часы с функцией будильника. Они прикреп­лены к корпусу устройства с помощью соб­ственного ремешка (как на руке). При сраба­тывании будильника они пищат точно одну минуту. Вместо них можно использовать практически любой будильник, даже старый механический (при условии, что он будет рас­положен на таком расстоянии от микрофона, чтобы тот не реагировал на его тиканье).

Никакого налаживания не потребовалось. Усилитель на VT1 не налаживал вообще, собрал как есть. При желании продолжитель­ность включенного состояния лампы можно подобрать параметрами R5-C5, а быстроту разгорания лампы - подбором емкости С7.

В качестве нагревателя использую гараж­ную лампу-переноску. Машину ставлю в гараж и открываю капот. Переноску, имею­щимся на ней крюком, креплю к замку откры­того капота, так что лампа висит над мото­ром. Настраиваю будильник электронных часов на нужное время, Переноску включаю в розетку, установленную на корпусе этого устройства. Затем подаю на устройство питание через прикуриватель автомобиля.

Добавь статью в закладки
Похожие материалы
Категория: Авто- мото- | Добавил: Written0760 | Теги: Подогреватель, Авто- мото-, его, улучшения, двигателя
Просмотров: 4579 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Популярные


Последние сообщения с форума:
Тема Дата, время Сообщил Раздел
Помогите найти неисправность в микроволновке Daewoo 22-Окт-2018, 8:13:05 Vialeksej Бытовая аппаратура
Читать
Типичные неисправности блоков питания АТХ 01-Мар-2018, 11:07:17 Sidd Компьютерная техника
Читать
Микшер своими руками 27-Ноя-2016, 1:16:16 maksimushka Аудиоаппаратура
Читать
посторонний предмет в принтере 16-Ноя-2015, 3:23:08 ivanna2004 Оргтехника
Читать
Мультимедийный усилитель на TDA2050 своими руками 23-Апр-2014, 11:39:51 Sergik Аудиоаппаратура
Читать
Универсальные контроллеры автоматики ввода резерва 06-Мар-2014, 5:01:33 Климатпроцессор Продам
Читать
Alesis m1 Active Mk2 09-Янв-2014, 9:37:32 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
видеокарты 7970 27-Апр-2013, 6:56:17 admin1298 Компьютерная техника
Читать
Автоусилитель сабвуферный 625 ( встраиваемый ) 25-Фев-2013, 7:25:30 ivanna2004 Аудиоаппаратура
Читать
Проблемы с жеским диском 21-Янв-2013, 12:22:08 Written0760 Компьютерная техника
Читать

sxema.ucoz.ua © 2024