А у меня не закипит...
В.ЗАХАРЕНКО,
UA4HRV,
г.Самара.
Инжекторный
восьмиклапанный двигатель у моей "десятки" работал неплохо, а вот
система охлаждения имела "генетическую болезнь": очень часто
закипала, хотя у его "карбюраторного собрата" такой
"болезни" не было.
Причину
дефекта удалось установить легко: температура включения вентилятора была
программно (в процессоре) установлена Ю2...103°С. Это означает, что тосол в
системе охлаждения должен работать с избыточным давлением, и требуется повышенная
герметичность и прочность всех деталей системы. Наиболее часто потеря
герметичности в системе охлаждения происходит из-за предохранительного
клапана, установленного в крышке расширительного бачка, и трубки-тройника в
месте подключения шланга расширительного бачка. Потеря герметичности
сопровождается резким сбросом давления в системе и, как следствие, почти
мгновенным вскипанием тосола. Происходит быстрый выброс через место утечки
большого количества перегретого тосола, тут же переходящего в огромное облако
пара. Самое интересное, что отказ трубки-тройника самовосстанавливающийся,
т.е., вроде бы, можно залить тосол и ехать дальше (естественно, до поры, до
времени), но по "закону бутерброда" следующий отказ трубки-тройника
произойдет в самый неподходящий момент. И если крышку расширительного бачка с
предохранительным клапаном можно легко заменить самому, то для замены
трубки-тройника необходимо пользоваться услугами сервиса или постоянно возить
с собой изрядный запас тосола.
Между тем,
существует простой способ забыть про эту проблему. Конечно же, надо избавиться
от избыточного давления в системе охлаждения и изменить температуру включения
электровентилятора на более низкую. Именно так работает система охлаждения в
карбюраторных двигателях. Там температура включения электровентилятора
находится в пределах 93...98°С, и в крышке расширительного бачка вместо
предохранительного клапана имеется небольшое отверстие для свободного
сообщения с атмосферой.
Для
осуществления этого метода "лечения" существует несколько способов.
Первый способ
— заменить радиатор охлаждения инжекторного двигателя на радиатор
карбюраторного. Последний имеет те же установочные размеры, но отличается
гнездом установки контактного датчика включения вентилятора. Вместо замены радиатора
можно просверлить отверстие и нарезать резьбу под установку этого датчика.
Затем собрать схему включения вентилятора от контактного датчика по схеме,
которая используется в карбюраторных автомобилях (независимой от процессора).
Этот способ не очень хорош, т.к. требует замены радиатора (ощутимые
капиталовложения) или больших механических работ (снять радиатор, свозить в
мастерскую и затем установить его на место).
Второй способ
— перестроить процессор, т.е. программно изменить температуру включения
вентилятора. Этот способ наиболее грамотен и рационален. Но и у него есть недостаток:
достаточно легко найти тюнинг для отечественного процессора и затруднительно —
для процессора "Bosch". В моей "десятке" стоял именно
"Bosch", поэтому мне пришлось временно (на полтора года) прибегнуть
к третьему способу.
Третий способ
— обмануть процессор, т.е. заставить его включать вентилятор при температуре
тосола, скажем, 95°С, которые он (процессор) должен принимать за
"свои" 103°С. Для этого на расстоянии нескольких сантиметров от
разъема подключения к датчику температуры охлаждающей жидкости Rд (рис.1), который установлен на верхнем
патрубке, делается "врезка" и подключается дополнительная цепь
(рис.2). Тумблер S1 удобно установить на приборной панели слева от руля, в
свободной нише корректора фар (поскольку это устройство толком не работает,
его многие просто удаляют), пропустив провода через отверстие от удаленных
трубопроводов корректора. Резистор-"обманщик" Ro устанавливается
либо возле "врезки", либо возле тумблера. Сопротивление Ro
подбирается при регулировке и находится в интервале 750 ОМ...1 кОм. Его
мощность рассеяния — не менее 0,25 Вт. Соединения должны быть выполнены при
помощи обжимной муфты или, лучше, пайки. Пайку, чтобы обезопасить процессор,
нужно производить только при снятом с датчика разъеме!
Двигатель
запускают с выключенной тумблером S1 "цепью обмана". После прогрева
двигателя до 4О...5О°С ее включают. Для запуска неостывшего двигателя
(температура головки двигателя больше 60°С) "цепь обмана" выключать
не обязательно.
Более сложная
переделка показана на рис.3.Вместо постоянного резистора Ro устанавливается
терморезистор, основное требование к которому — сопротивление при температуре
95°С должно быть возле 750.. .850 Ом. Дополнительный терморезистор
наклеивается с помощью силиконового герметика на верхнюю сторону шланга
циркуляции тосола (примерно в 10 см от штатного датчика температуры тосола) и
приматывается для теплоизоляции от окружающего воздуха двумя-тремя слоями х/б
изоленты или медицинского пластыря. Такая переделка позволяет летом запускать
холодный двигатель, вообще не выключая цепь обмана.
Я на своей
"десятке" проездил с "обманкой 1" (рис.2) несколько месяцев,
а затем с "обманкой 2" (рис.3) — более года. Потом случайно нашелся
тюнинг процессора "Bosch", и я избавился от обманки.
Не скрою от
читателей, существует и четвертый способ, немного похожий на первый.
Это—создание отдельного устройства с независимым датчиком, включающим электровентилятор
при заданной температуре тосола. Но такая переделка под силу только опытному
радиолюбителю.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|