О замене масляного датчика
В.ЗАХАРЕНКО,
г.Самара.
В автомобилях
ломается все, и старые иномарки — не исключение. С ними этот процесс
протекает даже болезненней: попробуй достань то самое, что сломалось. Вот тут обычно
и встает "интересный" вопрос нельзя ли заменить то самое чем-нибудь другим,
и желательно нашим, отечественным?
Расскажу историю,
как я заменил датчик в своей иномарке. Полагаю, на этом примере легко понять, как
это должно делаться вообще в любом случае. В моем стареньком "Чероки"
(1993 г.) на третий месяц после его покупки стрелочный индикатор давления масла
в двигателе вдруг стал зашкаливать. При проверке оказалось, что датчик давления
масла "приказал долго жить" В автосервисе мне назвали "неподъемную"
цифру. Сказав им "большое спасибо", я решил заменить его отечественным.
Зашел в
"Автозапчасти", там в наличии было два датчика давления масла (как мне
сказали — взаимозаменяемые). Один из них — МТ-08, якобы, от автомобиля "ВАЗовского"
ряда, другой — ММ393А, то ли от "Москвича", то ли от "УАЗа".
Методом "тыка" я выбрал первый. Хотя и тот, и другой стоили одинаково
и внешне были похожи как две капли воды.
Не буду подробно
рассказывать, как делается переходник с дюймовой резьбы "буржуинского"
датчика на метрическую резьбу отечественного. Просто подъехал к опытному слесарю,
показал новый датчик, снял с двигателя старый Он замерил резьбу и того, и другого.
Через день я уже держал в руках переходник. А вот теперь началось самое интересное.
Наш датчик имеет
не те параметры, что "буржуинский". Значит, его нужно соединить со штатным индикатором
не напрямую (рис.1а), а через какое-то устройство, которое будет согпасовывать
параметры датчика с показаниями индикатора и в этом согласующем устройстве — вся "изюминка"
проблемы.
Сначала следует
узнать параметры отечественного датчика и "ихнего" индикатора. Через полученный переходник я установил
датчик в двигатель и, подключив к нему омметр (рис.1б), сделал три измерения: на
неработающем двигателе, на холостых (около 750 об/мин) и на повышенных оборотах
(около 3000 об/мин). Получил три величины сопротивления: 150, 120 и 55 Ом соответственно.
Теперь наступила
очередь индикатора. Соединив его (рис.1в) с набором резисторов R, включил зажигание
(запуск двигателя здесь не нужен) и определил по положению стрелки, при каких сопротивлениях
индикатор показывает отсутствие давления (якобы, неработающий двигатель), малое
давление (двигатель на холостых оборотах) и повышенное давление (двигатель на больших
оборотах). У меня получилось. 0, 30 и 95 Ом соответственно.
Я даже сумел определить,
что в моем случае индикатор включен как вольтметр с гасящим сопротивлением Rr=133
Ом (рис.1г). Это объясняет зашкаливание индикатора при обрыве цепи датчика.
Сопоставив результаты
измерений, я обратил внимание, что изменение сопротивления отечественного датчика
происходит в обратную сторону, нежели у индикатора. Это и есть исходная информация
при выборе схемы согласующего устройства.
Некоторые из возможных
схем согласующих устройств для подключения к индикатору"неродных" датчиков
приведены на рис.2. Схемы на рис.2а-2г предназначены для датчиков, сопротивление
которых изменяется в ту же сторону, как у штатных. В схемах на рис 2а и 2б производится
подстройка параметров датчика под параметры индикатора, а в схемах на рис.2в и
2г — подстройка индикатора под датчик. При этом схемы на рис.2а-2в позволяют согласовать
устанавливаемый датчик, по сопротивлению меньший штатного, а схема рис.2г —больший
по сопротивлению датчик.
О схеме на рис.2д
— разговор отдельный. Эта схема согласует практически любой по сопротивлению датчик,
причем, когда изменение сопротивления датчика противоположно штатному, т.е. как
в моем случае. Именно эту
схему я выбрал за основу, взял паяльник и собрал макет устройства (рис.3).
Вместо
датчика использовал переключатель
с напаянными тремя резисторами, соответствующими трем полученным значениям сопротивления,
вместо индикатора — вольтметр с гасящим резистором (аналогично рис.1г). От биполярного
транзистора отказался, заменив его полевым, ток датчика застабилизировал (R1-VD2-R2),
затвор полевого транзистора защитил от "статики" (VD1), ввел элемент
подстройки шкалы (R3). Отрегулировав макет, я собрал схему "начисто" и
поставил новоявленное согласующее устройство в автомобиль, возле датчика давления
масла (рис.4).
К
клемме "К инд." подключил провод от индикатора. На клемму "+12
В" подал бортовое напряжение, взяв его с клеммы "+" разъема подключения
датчика уровня воды в омывателе. Клемму "Датч." соединил с установленным
отечественным датчиком Клемму "-Общ." ни в коем случае нельзя соединять
с "массой" (корпусом автомобиля)! В случае плохого контакта двигателя
с корпусом блок согласования при включении стартера может выйти из строя К этой
клемме я подключил провод, зажатый подвинт крепления крышки головки двигателя.
Проверка настроенного
согласующего устройства показала: каких-либо дополнительных регулировок этого
блока в автомобиле не потребовалось
Этот блок работает
в "Чероки" уже более 2-х лет. За это время один раз вышел из строя датчик
давления масла (который наш, отечественный). При его замене даже не пришлось изменять
положение движка переменного резистора R3 (компенсация разброса параметров датчика).
При переходе на датчик другого типа может потребоваться регулировка R3 и даже подбор
сопротивления R2.
По скромным подсчетам,
эта переделка обошлась мне раз в десять меньше, чем пришлось бы "оставить"
в автосервисе. Вот такая бухгалтерия!
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|