ХРОМИРОВАНИЕ? БЕЗ
ПРОБЛЕМ! (журнал «Моделист-Конструктор». Начало в №5 за 1989г.)
Сегодня можно смело утверждать: хочешь получить хороший ре зультат на
соревнованиях — используй двигатель с «цветной» парой поршень — цилиндр!
Подтверждение тому — «цветная» начинка мотоустановок призеров чемпионатов самого
высокого ранга. Зная о бесспорных преимуществах таких двигателей, многие берутся
за самостоятельное изготовление новых пар. И сразу же сталкиваются со множеством
трудностей, неизвестных факторов и величин. Для них — рассказ мастера спорта
СССР Ю. Муссалитина о нанесении хромового покрытия на детали из различных
металлов
Хромирование, одно из самых нужных двигателистам покрытий, относится к
наиболее трудоемким процессам гальванотехники. Оно требует особой тщательности и
соблюдения чистоты как при приготовлении электролита, так и самих веществ,
входящих в его состав. Вода используется дистиллированная или (в крайнем
случае!) основательно прокипяченная.
НАЧНИТЕ С ВАННЫ
Перед занятием гальванотехникой начните с изготовления ванны. Прежде всего
подберите кастрюлю на 10 л и трехлитровую стеклянную банку. Емкости меньшего
размера лучше не применять — это может усложнить регулировку параметров
процесса, да и при приведенных величинах объема ванны хватает лишь для
хромирования нескольких гильз цилиндров
Склеив из 1—1,5 мм фанеры корпус, соберите ванну согласно приведенному
рисунку и закройте все фанерным кольцом. Работа над ванной заканчивается
вытачиванием крышки кастрюли и монтажом на ней ТЭНов и контактного градусника.
Теперь — электрооборудование. Для питания ванны можно использовать любой
источник постоянного тока с подключенным на выходе электролитическим
конденсатором 80000 мкф X 25В. Провода питания должны иметь сечение не меньше
2,5 мм2. Регулятором силы тока, заменяющим регулятор напряжения, может служить
секционный реостат. Он включается последовательно с гальванической ванной и
состоит из параллельных, включаемых однополюсными рубильниками секций. Каждая
последующая имеет сопротивление вдвое больше предыдущей. Число таких секций 7—8.
На передней панели блока питания установите две розетки на 15 А, одну —
нормальной полярности, другую—обратной Это позволит быстро провести анодную
обработку детали и перейти на хромирование простым переставлением вилки. Розетки
с тремя выходами, чтобы не ошибиться в полярности (подключаются, конечно, только
два гнезда).
<= Электролитическая ванна:
1-внутренний корпус (кастрюля объемом 10 л); 2-корпус (фанера толщиной
1—1,5мм); 3-теплоизоляция (стеклоткань); 4-теплоизолирующий слой (асбестовая
крошка,песок,стекловата); 5-трубчатый электронагреватель ТЭН; 6-контактный
градусник; 7-трехлитровая стеклянная емкость (банка); 8-крышка (дельта
древесина).
<= Схема управляющего
устройства. Для поддержания постоянной температуры электролита ванна
снабжается контактным градусником. Напрямую управлять работой ТЭНов он не может
из-за больших токов, поэтому потребуется собрать несложное устройство, схема
которого приведена на рисунках Детали терморегулятора: транзисторы МП 13 — МП16,
МП39—МП42 (VT1), 213—217 (VT2) с любыми буквенными обозначениями, резисторы
МЛТ-0,25, диод— Д226, Д202—Д205, реле—ТКЕ 52 ПОДГ или ОКН паспорт РФ4.530.810
Наладка терморегулятора: если при закорачивании точек 1—2 реле не
срабатывает, соединяют эмиттер и коллектор VT1 Включение реле указывает на
неисправность или малый коэффициент усиления VT1 В противном случае неисправен
транзистор VT2 или он имеет недостаточный коэффициент усиления.
Собрав и наладив устройство ванны, можно приступать к приготовлению
электролита, для этого необходимо:
— налить в банку чуть больше половины подготовленной дистиллированной воды,
подогретой до 50°, — засыпать хромовый ангидрид и размешать, — долить воду
до расчетного объема— влить серную кислоту, — проработать электролит 3—4 ч из
расчета 6—8 А г/л.
Последняя операция нужна для накопления небольшого количества ионов Сг3 (2—4
г/л), присутствие которых благоприятно сказывается на процессе осаждения хрома.
СОСТАВЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Хромовый ангидрид — 250 г/л или 150 г/л;
Серная кислота—2,5 г/л или 1,5 г/л.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О РЕЖИМАХ ХРОМИРОВАНИЯ!
Процесс хромирования в сильной степени зависит от температуры электролита и
плотности тока. Оба фактора влияют на внешний вид и свойства покрытия, а также
на выход хрома по току. Необходимо помнить, что с повышением температуры выход
по току снижается; с повышением плотности тока выход по току возрастает; при
более низких температурах и постоянной плотности тока получаются серые покрытия,
а при повышенных — молочные. Практическим путем найден оптимальный режим
хромирования: плотность тока 50—60 А/дм2 при температуре электролита 52° — 55°
±1°.
Чтобы быть уверенным в работоспособности электролита, в приготовленной ванне
можно покрыть несколько деталей, подобных по форме и размерам рабочим образцам.
Подобрав режим и узнав выход по току простым замером размеров до и после
хромирования, можно приступать к покрытию гильз.
По предложенной методике накладывают хром на стальные, бронзовые и латунные
детали. Подготовка их заключается в промывке поверхностей, подлежащих
хромированию, бензином и затем мылом (с помощью зубной щетки) в горячей воде,
зарядке в оправку и размещении в ванне. После погружения в электролит нужно
подождать 3—5 с и затем включить рабочий ток. Задержка нужна для того, чтобы
деталь прогрелась. Одновременно происходит активирование поверхности деталей из
латуни и меди, так как эти металлы хорошо травятся в электролите. Однако больше
5 с ждать не следует — в составе этих металлов есть цинк, присутствие которого в
электролите недопустимо.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХРОМОВОГО АНГИДРИДА СгОз В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДЕЛЬНОГО ВЕСА РАСТВОРА
Удельный вес при 15° |
Содержание СгОз |
в молях |
в г/л |
1,07 |
1,00 |
100 |
1,08 |
1,14 |
114 |
1,09 |
1,29 |
129 |
1,10 |
1,43 |
143 |
1,11 |
1.57 |
157 |
1,12 |
1,71 |
171 |
1,13 |
1,85 |
185 |
1,14 |
2,00 |
200 |
1.15 |
2,15 |
215 |
1.16 |
2,25 |
225 |
1,17 |
2,43 |
243 |
1,18 |
2,57 |
250 |
1,19 |
2,72 |
272 |
1,20 |
2,83 |
283 |
1,21 |
3,91 |
391 |
1,22 |
3,16 |
316 |
1,23 |
3,30 |
330 |
1,24 |
3,45 |
345 |
1,25 |
3,60 |
360 |
1,26 |
3,75 |
375 |
1.27 |
3,90 |
390 |
1,28 |
4,06 |
406 |
1,29 |
4,22 |
420 |
1,30 |
4,38 |
438 |
1,31 |
4,53 |
453 |
1,32 |
4,68 |
468 |
ХРОМИРУЕМ АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ
На процессах нанесения хрома на алюминиевые сплавы нужно остановиться особо.
Выполнение таких покрытий всегда сопряжено с рядом трудностей. Прежде всего это
необходимость предварительного нанесения промежуточного слоя. Сплавы алюминия,
содержащие большое количество кремния (до 30%, сплавы марок АК12, АЛ25, АЛ26,
САС-1), можно хромировать следующим образом:
— промывка детали в бензине, — промывка в горячей воде со стиральным
порошком или мылом, — обработка детали в растворе азотной и плавиковой кислот
(отношение 5:1) в течение 15—20 с, — промывка в холодной воде, — установка
детали на оправке и хромирование (загрузка в ванну под током!).
Другое дело, если необходимо покрыть хромом сплав АК4-1. Его удается
отхромировать только с помощью промежуточного слоя. К таким методам относятся:
цинкатная обработка; по подслою никеля; через соль никеля; через анодную
обработку детали в растворе фосфорной кислоты.
Во всех случаях детали подготавливают следующим образом:
— шлифование (и притирка); — очистка (удаление жировых отложений после
шлифовки в бензине или трихлорэтилене, затем в щелочном растворе), — промывка
в проточной холодной и теплой (50—60°) воде, — травление (для удаления
частиц, оставшихся на поверхности после шлифовки и притирки, а также для
улучшения подготовки поверхности детали к нанесению хрома).
Для травления используется раствор едкого натра (50 г/л), время обработки
10—30 с при температуре раствора 70—80°.
Для травления сплавов алюминия, содержащих кремний и марганец, лучше
использовать такой раствор, в весовых частях:
азотная кислота (плотность 1,4)—3, плавиковая кислота (50%)—1. Время
обработки деталей 30—60 с при температуре раствора 25—28°. После травления, если
это гильза цилиндра, ее надо немедленно промыть в проточной воде и на 2—3 с
опустить в раствор азотной кислоты (50%) с последующей промывкой водой.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ
Цинкование
Алюминиевые изделия при комнатной температуре опускают на 2 мин в раствор
(едкий натр 400 г/л, сернокислый цинк 120 г/л, соль Рошеля 5—10 г/л. Или: едкий
натр 500 г/л, окись цинка 120—140 г/л) при постоянном его перемешивании.
Покрытие достаточно равномерное и имеет серый (иногда голубой) цвет.
Если цинковое покрытие легло неравномерно, деталь опускают в стравливающий
50-процентный раствор азотной кислоты на 1—5 с и после промывки повторяют
Цинкование. Для магнийсодержащих сплавов алюминия двойное Цинкование
обязательно. Нанеся второй слой цинка, деталь промывают, заряжают в оправку и
под током (без подачи напряжения цинк успевает частично раствориться в
электролите, загрязняя его) устанавливают в ванне. Предварительно оправка с
деталью погружается в стакан с водой, нагретой до температуры 60°. Процесс
хромирования обычный.
НИКЕЛИРОВАНИЕ ( ХИМИЧЕСКОЕ )
Если цинк не ложится на алюминий (наиболее часто это происходит на сплаве
АК4-1), можно попытаться нанести хром через никель. Порядок работы таков:
— притирка поверхности, — обезжиривание, — травление 5—10 с в растворе
азотной и плавиковой кислот, смешанных в соотношении 3:1, — никелирование.
Последняя операция — в растворе следующего состава: сернокислый никель 30
г/л, гипофосфит натрия 10—12 г/л, уксуснокислый натрий 10—12 г/л, гликоколь—30
г/л. Составляется он сначала без гипофосфи-та, который вводится перед
никелированием (с гипофосфитом раствор долго не хранится). Температура раствора
при никелировании 96—98°. Можно использовать раствор и без гликоколя, тогда
температура должна быть снижена до 90°. За 30 мин на деталь осаждается слой
никеля толщиной от 0,1 до 0,05 мм. Посуда для работ — только стеклянная или
фарфоровая, так как никель осаждается на все металлы восьмой группы
периодической таблицы. Хорошо поддаются никелированию латунь, бронза и другие
медные сплавы.
После осаждения никеля проводится термообработка для улучшения сцепления с
основным металлом (200—250°, выдepжka 1—1,5 ч). Затем деталь монтируется на
оправке для хромирования и опускается на 15— 40 с в раствор 15% серной кислоты,
где обрабатывается обратным током из расчета 0,5—1,5 А/дм2. Происходит
активирование никеля, удаляется окисная пленка, и покрытие приобретает серый
цвет. Кислота должна применяться только химически чистая (в самом крайнем случае
аккумуляторная). Иначе никель приобретает черный цвет, и хром на такую
поверхность никогда не ляжет.
После этого оправку с деталью загружают в ванну хромирования. Вначале дают
ток в два раза больший, затем 'в течение 10—12 мин его уменьшают до рабочего.
Дефекты химического никелирования:
— никелирование не происходит: деталь не прогрелась, следует подождать
некоторое время, — пятна на поверхности (характерно для АК4-1): плохая
термообработка детали, нужно ее термообрабо-тать при 200—250° в течение 1,5—2 ч.
Удаление никеля с алюминиевых сплавов можно производить в растворе азотной
кислоты.
Иногда в процессе никелирования происходит саморазряд — выпадение
порошкообразного никеля. В этом случае раствор выливают, а посуду обрабатывают
раствором азотной кислоты для удаления с ее поверхности никеля, который будет
мешать осаждению на детали.
Хотелось бы отметить, что никель-фосфор сам по себе обладает весьма
интересными свойствами, не присущими хромовым покрытиям. Это равномерность слоя
на поверхности деталей (после осаждения доводки не требуется); высокая твердость
после термообработки (режим 400° в течение часа дает твердость покрытия HV
850—950 и больше); низкий коэффициент трения по сравнению с хромом; очень
незначительное расширение; высокий предел прочности при растяжении.
Никель-фосфор без дальнейшего нанесения хрома может использоваться не только
как промежуточное покрытие на гильзах, но и как рабочее, снижающее трение и
износ, для золотников и поршневых пальцев. После двух лет активной эксплуатации
двигателя с деталями подобной отделки на них отсутствовала явная выработка,
характерная для стальных каленых поверхностей.
НАНЕСЕНИЕ ХРОМА ЧЕРЕЗ СОЛЬ НИКЕЛЯ
Весь процесс сводится к следующему:
— травление в растворе едкого натра (50 г/л, t=.80°, 20 с), — промывка в
проточной воде, — нанесение 1-го промежуточного слоя (хлористый никель, 1
мин), — стравливание промежуточного слоя в растворе азотной кислоты (раствор
кислоты 50%, 1 мин), — нанесение 2-го промежуточного слоя (хлористый никель,
1 мин), — промывка водой, — травление (азотная кислота 50%, 15с). —
промывка в проточной воде, — загрузка в ванну хромирования под током.
НАНЕСЕНИЕ ХРОМА ЧЕРЕЗ АНОДНУЮ ОБРАБОТКУ
Вместо промежуточных слоев можно выполнять анодную обработку в растворе
300—-350 г/л фосфорной кислоты при температуре 26—30°, напряжении на зажимах
5—10 В и плотности тока 1,3 а/дм2. Ванну следует охлаждать. Для сплавов,
содержащих медь и кремний, применяют раствор 150—200 г/л фосфорной кислоты.
Режим — 35°, время обработки 5—15 мин.
После анодной обработки следует провести кратковременную катодную обработку в
щелочной ванне, которая частично снимает оксидный слой. Как показали
исследования, в процессе анодной обработки алюминиевых сплавов в фосфорной
кислоте на деталях образуется шероховатая поверхность, которая способствует
прочному сцеплению наносимого впоследствии покрытия.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОПРАВКИ
Хромирование гильзы
Для выполнения работ с гильзой цилиндра изготавливается оправка. Ее
устройство понятно из приведенного рисунка, остановимся лишь на отдельных
деталях.
Анод — стальная шпилька; с одного ее конца на длине 50—60 мм наплавляется
свинец с сурьмой (7—8%). Свинец протачивается по наружному диаметру до 6 мм (для
гильз рабочим 0 15 мм). С другой стороны шпильки нарезается резьба для фиксации
провода.
Катодом служит кольцо с внутренним диаметром, на 0,5 мм превышающим
внутренний размер гильзы. В него вчеканивается отрезок изолированного провода.
Медные и латунные проводники лучше не использовать — электролит растворяет их,
иконтакт может быть нарушен. Перед монтажом оправки в ванне полезно проверить
надежность контактов тестером.
Оправка для хромирования гильзы цилиндра:
1 — крышка (винипласт), 2 — верхняя часть оправки (фторопласт), 3 — нижняя
часть оправки (фторопласт), 4—анод (сталь), 5 — катод, 6 — сквозное окно для
прохода электролита, 7 — покрываемая гильза, 8 — насадка-изолятор
Хромирование стальных деталей
(коленвал, палец кривошипа, палец поршня, обоймы
подшипников)
Хромирование стальных деталей ведется по следующей технологии: — удаление
жировых пятен с помощью бензина, — промывка в горячей воде с мылом, —
обработка детали обратным током в течение 2—3 мин, — переключение в режим
хромирования с током, в 2—2,5 раза большим расчетного, и постепенное снижение
тока в течение 10—15 мин.
Расчетный ток определяется перемножением площади хромируемой поверхности на
ток процесса. Для стали последняя величина—50 А/дм2. При хромировании, например,
посадочного места под коренной подшипник на коленвале двигателя КМД-2,5
расчетный ток будет равен 0,03 дм2 x 50 А/дм2 x 1,5 А.
Для хромирования пальца кривошипа понадобится новая оправка. Как и при
обработке коленвала, все открытые участки поверхности закрываются клеем «АГО».
Анод вытачивается из стали с последующей заливкой свинцом и расточкой отверстия
под палец. Применение стальной детали объясняется необходимостью обеспечить
надежный контакт — в свинце резьбовые соединения ненадежные. Расчеты токов
аналогичны. Работа проводится в оправке вала с помощью специальной насадки.
Практически ничем не отличается хромирование подшипников. Единственное — для
предохранения внутренней части детали ее заполняют солидолом или другой
консистентной смазкой, которая после нанесения покрытия вымывается бензином.
Оправка для хромирования внешней обоймы
шарикоподшипника:
1-корпус оправки подшипника; 2-шарикоподшипник; 3-фигурная гайка; 4—анод
(свинец); 5—центральная часть оправки для хромирования; 6-катод (сталь);
7-крышка; 8-сквозное окно для прохода электролита.
ДЕФЕКТЫ ХРОМИРОВАНИЯ И ИХ ПРИЧИНЫ
1. Хром не оседает на изделие: — плохой контакт у анода или катода, —
мало сечение проводников, — на поверхности анода образовалась толстая пленка
окислов (удаляется в растворе соляной кислоты), — мала плотность тока, —
высока температура электролита, — мало расстояние между электродами, —
избыток серной кислоты.
2. Покрытие отслаивается: — плохое обезжиривание поверхности, —
нарушалась подача тока, — колебание температуры или плотности тока.
3. На поверхности хрома — кратеры, отверстия: — на поверхности детали
задерживается водород — изменить подвеску так, чтобы газ свободно
удалялся, — на поверхности основного металла имеется графит, — поверхность
основного металла окислена, пориста.
4. На выступающих частях утолщенное покрытие: — повышенная плотность тока.
5. Покрытие жесткое, отслаивается: — мала плотность тока, повышена
температура электролита, — в процессе хромирования изменялась температура
электролита, — в процессе шлифования изделие перегрелось.
6. Хром не оседает вокруг отверстий детали: — большое выделение водорода -
закрыть отверстия пробками из эбонита. — избыток серной кислоты.
7. На покрытии коричневые пятна: — нехватка серной кислоты, — избыток
трехвалентного хрома (более 10 г/л)-выдержать ванну под током без деталей,
увеличив поверхность анодов и уменьшив - катодов.
8. Мягкое «молочное» покрытие: — высока температура электролита, — мала
плотность тока.
9. Покрытие матовое, неровное, трудно притирается: — нехватка хромового
ангидрида. — велика плотность тока, — нехватка серной кислоты, —
избыток трехвалентного хрома.
10. Покрытие пятнистое и матовое: — в процессе хромирования прерывалась
подача тока, — изделие перед загрузкой было холодное.
11. В одних местах покрытие блестящее, в других матовое: — велика
плотность тока, — низка температура электролита, — неодинакова плотность
тока на выступающих и углубленных частях детали.
Концентрация хромового ангидрида в электролите контролируется с помощью
ареометра. Концентрацию же серной кислоты удается определять лишь, к сожалению,
косвенно, по качеству покрытия.
В процессе хромирования идет испарение электролита. В этих случаях доливают
воду до нужного уровня. Делается это без установки деталей — возможно изменение
температуры электролита.
После хромирования все изделия подвергают термообработке в течение 2—3 ч для
удаления водорода, при температуре 150—170°. Все работы ведутся под вытяжным
приспособлением, в резиновых перчатках и в очках.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|