Автоматический переключатель света фар
Г.МИНЧЕВ
Каждому водителю
знакомы неудобства, возникающие в сумерках или ночью, когда необходимо разминуться
с движущимися навстречу автомобилями, и приходится постоянно переключать свет
фар с дальнего на ближний и наоборот Предлагаемое устройство (рис.1) представляет
собой автоматический переключатель света Схема его состоит из фотодатчика R1, трех
биполярных транзисторов и электромагнитного реле.
При ночной езде
фоторезистор R1 под воздействием света от фар движущегося навстречу автомобиля
резко уменьшает свое сопротивление Увеличивается ток в базе транзистора VT1, он
открывается, а транзистор VT2, образующий рис вместе с VT1 триггер Шмитта, закрывается.
Напряжение на его коллекторе возрастает, в результате чего открывается транзистор
VT3 и срабатывает реле К1. Контакты реле переключают дальний свет на ближний После
исчезновения света сопротивление R1 увеличивается, VT1 закрывается, что приводит
к закрыванию VT3 и выключению К1. Контакты реле снова включают дальний свет. При появлении следующего транспортного
средства на фоторезистор снова попадает свет, и процесс повторяется.
Фоторезистор R1
защищается от боковой засветки экраном из трубки диаметром около 30 мм (рис.2).
Для повышения чувствительности в фотодатчике используется фокусирующая линза. Длина
трубки зависит от фокусного расстояния используемой линзы и может достигать 60-70 мм (подбирается опытным путем) Это
удобнее делать, если линза закреплена в подвижной трубке с возможностью изменения
фокусного расстояния. Фоторезистор монтируется при помощи эпоксидного клея. Изготовленный таким образом фотодатчик
закрепляется под капотом автомобиля за решеткой радиатора так, чтобы фокусирующая
линза была направлена вперед и немного влево.
Порог срабатывания устройства регулируется потенциометром RP2. Он устанавливается
в вечернее время опытным путем. Устройство можно выключить с помощью ключа SA1
и перейти к ручному переключению света фар
В конструкции
можно использовать реле типа РЭС6 (паспорт РФО.452.106).
Сопротивление
катушки реле составляет 125 Ом, ток срабатывания — 70 мА. Реле имеет два переключающих
контакта, которые, будучи соединены параллельно, выдерживают ток до 10 А. Питание
устройства осуществляется от бортсети автомобиля.
Радио, телевизия, електронина,
№9/01
Перевод В.Стасюка.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|