ЗАMЕДЛИТЕЛЬ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА В САЛОНЕ МАШИНЫ
Михайлов К.
Во многих современных
автомобилях есть схема замедленного выключения света в салоне. То есть, свет включается
фазу при открывании двери, но если двигатель машины не работает, то при закрывании
двери он выключается не сразу, а через некоторое время. Это очень удобно, потому
что пока вы ищите ключи зажигания и замок свет горит, и не нужно чтобы поддерживать
его включенным придерживать дверь открытой. К сожалению, в отечественных машинах
такая «опция» встречается не часто.
На рисунке показана
очень простая схема замедления выключения света для переднеприводных машин «ВАЗ».
Как известно, у них в центре салона на потолке расположен один плафон. Свет можно
включить наклоном его крышки рукой (она работает как клавиша выключателя) или открыв
дверь машины. Вся схема плафона состоит из лампы Н1 и переключателя S1 (см. рис.).
В не нажатом состоянии он как показано на схеме. При этом при открывании двери включается
имеющийся в машине дверной выключатель, обозначенный на схеме как SD1.
Дополнительная схема
состоит из электромагнитного реле К1, логического элемента микросхемы D1 и ключа
на VT1.
Левый по схеме вывод
резистора R5 подключается к выходу замка зажигания. Когда зажигание выключено напряжение
на выходе замка зажигания равно нулю. Соответственно на соединенных вместе выводах
3,4,5 D1 — логический ноль.
Пока транзистор
VT1 закрыт реле выключено и его контакты находятся в положении, показанном на схеме
(то есть подключают S1 KSD1).
При открывании двери
машины замыкается датчик SD1 и через его контакты на лампу поступает ток. Одновременно
происходит разрядка конденсатора С1 через R4 и напряжение на С1 падает до нуля.
На выводе 2 D1 возникает логический ноль. Если двигатель не работает (зажигание
выключено) то и на других входах D1 будут нули. На выходе D1 появляется единица,
транзистор VT1 открывается и включает реле К1. Это реле отключает S1 от датчика
положения двери SD1 и замыкает его на общий минус. После закрывания двери датчик
SD1 размыкается. Но, если
двигатель выключен, реле К1 останется включенным.
Так как напряжение на конденсаторе С1 еще некоторое время будет ниже порога логической
единицы. Конденсатор С1 медленно заряжается через R1, и через некоторое время напряжение
на нем достигнет порога логической единицы. Как только это произойдет на выходе
D1 установится логический ноль и транзистор VT1 закроется. Реле выключится и выключит
лампу Н1.
Таким образом, после
закрывания двери свет в салоне поддерживается включенным еще в течение времени зарядки
конденсатора С1 через R1 до порога логической единицы. Установить задержку «по
вкусу» можно подбором сопротивления резистора R1.
Теперь другая ситуация,
— зажигание включено При включении зажигания на соединенных вместе выводах 3,
4, 5 D1 будет напряжение высокого уровня. Это значит, что независимо от уровня на
выводе 2 D1. на его выходе будет ноль. Реле выключено и никак не влияет на работу
светильника.
Схема сделана для
машины ВАЗ-2114. Возможно, подходит и для других машин.
Реле К1 - малогабаритное
с обмоткой на 12V и сопротивлением обмотки 240 Ом Можно подобрать другое реле с
обмоткой на 12V и сопротивлением не менее 200 Ом.
|
|
|
|
Добавь статью в закладки
Похожие материалы |
|
|
|
|
|